Слухи о том, что мыло вредно и сушит кожу, распространялись несколько десятилетий. Сегодня все изменилось: гели для душа все чаще признают неэкологичными, а мыло возвращается
Текст: Синди Керберова
В детстве мне нравилось играть в ванной разноцветным мылом, особенно если речь шла об ароматных дорогих экземплярах. По-настоящему душистым было мыло, привезенное из-за границы. Оно пахло фруктами, весенним садом или морем – ну или мне так казалось. Я склеивала его остатки, чтобы продлить жизнь этим ароматным камешкам, но они неизменно быстро таяли. Самое лучшее мыло мама хранила в шкафу, и каждое утро, когда она его открывала, комнату окутывала легкая дымка аромата роз. Как же я любила этот ритуал. Теперь следую ему сама. Беру в путешествия брусок мыла и, едва распаковав чемодан, кладу его на полку шкафа.
К слову, хорошее мыло, предлагаемое отелем, – весомый аргумент для меня останавливаться там снова и снова. Речь, конечно, не о геле, затаившемся в углу душевой кабины, а о твердой версии в дизайнерской мыльнице. В лондонском Sofitel St James и парижском InterContinental гостей ждет мыло Hermès с ароматом Eau d'Orange Verte. В Claridges кладут Pomegranate Noir Jo Malone London.
Но больше всего мне запомнилась ванная комната в Château Canon на окраине Сент-Эмильона во французском Бордо: огромное помещение, интерьер авторства Питера Марино и мыльные эллипсоиды с ароматом Chanel № 5 повсюду. Даже чарующий закат среди виноградников и марочные вина из частного погреба Вертхаймеров не смогли затмить то ольфакторное впечатление.
В твердом мыле есть что-то романтическое и волшебное. Когда одно прикосновение превращает мыло в нежное облако, мы испытываем особые чувства. Да и скольжение руки с ароматным бруском по телу выглядит намного элегантнее, чем попытка выдавить помпой последнюю каплю геля из пластмассовой бутылки. Это все равно что сравнивать бумажную книгу с электронной.
Жидкая текстура геля ускользает из рук, а классическое мыло ощущается долго, играя на всех чувствах сразу: его можно услышать, увидеть и потрогать – как страницы любимого романа. Он прочитан не раз, но возвращаться к нему всегда приятно, чтобы вновь насладиться сюжетом. Так же и с мылом: оно дает гораздо больше, чем просто ощущение чистоты.
"Мы ищем не просто запах – речь идет о реальном опыте и чувствах. Это связано с растущим интересом к благополучию. Люди хотят чувствовать себя лучше и счастливее, и ничто не способствует этому так, как натуральные ароматы", – говорит Жак Кавалье-Бельтруд, мастер-парфюмер Louis Vuitton, сидя на крыше парижской штаб-квартиры Дома. Сам он буквально одержим свежестью и мастерски ее интерпретирует в своих парфюмах. Именно Кавалье-Бельтруд в 1990-х положил начало волне чистых ароматов с L'Eau d´Issey для Issey Miyake.
О важности ароматов и реального опыта мы говорим с ним при каждой встрече – и с одинаковым энтузиазмом. В наше время сильная связь с реальностью нужна как никогда. Жизнь оцифровывается с космической скоростью, мы все больше времени проводим онлайн, а искреннее и настоящее постепенно исчезает. Билетом "назад в будущее" как раз и может стать нечто обыденное вроде твердого парфюмированного мыла. Прикасаясь к нему, будто вступаешь в близкие отношения. В конце концов, кто еще знает каждый миллиметр кожи до мельчайших деталей – и за пару минут может довести до состояния блаженства, смывая стресс и негатив, накопившиеся за день? Мыло – отличный психотерапевт, друг и молчаливый поклонник. "То, во что вы сами верите, становится реальностью", – резюмирует месье Жак.
Если задуматься, мыло – не просто практичная вещица из повседневной жизни: это маленький предмет искусства и часть истории. Неслучайно многие из старейших мировых брендов начинали с производства мыла. В Марселе легендарное мыло Fer à Cheval с оттиском подковы уже более полутора веков производят одним и тем же способом из растительных масел и тщательно отобранных локальных ингредиентов – без консервантов, парабенов и минеральных масел. Поставщик британского королевского двора – английский бренд Floris, основанный еще в 1730 году, – прославился своим мылом с ароматом роз. У американского Caswell-Massey, который моложе всего на пару десятилетий, стоит искать мыло ручной работы из миндаля и алоэ вера – его поклонницами были Грета Гарбо и Джеки Кеннеди. А одна из крупнейших транснациональных компаний, производящих средства гигиены – Colgate-Palmolive, – и вовсе выросла из небольшой мыльной лавки, открытой Уильямом Колгейтом на Датч-стрит в Нью-Йорке.
"Люблю твердое мыло. Надеюсь, оно не проиграет войну гелям для душа", – говорит Виктуар де Тайяк-Туами, аристократка, нынешняя собственница марки Buly 1803. Ее в начале XIX века основал Жан-Венсан Булли, который в собственном магазинчике на Сент-Оноре продавал сливкам общества парфюмы и самое красивое в мире мыло. Французская столица в те времена не всегда ассоциировалась с хорошим запахом, но ароматы Булли значительно улучшили ее репутацию. Ваниль, белые цветы, розы с имбирем и ветивером, японский юзу, розмарин, бергамот и мед – все мыслимые ароматы природы можно найти в Buly 1803.
Поклонникам Ренессанса и итальянской dolce vita наверняка придется по душе твердое мыло Vellutina из старейшего флорентийского парфюмерного магазина Santa Maria Novella. "Мы все еще используем старинный рецепт, в основе которого – свежее молоко, мед, растительные масла и натуральные экстракты", – рассказывает мне Адриана Тронкони во время экскурсии по величественной культовой Profumeria в центре Флоренции. В каждой комнате пахнет по-своему, и запахи по-разному пьянят. В воздухе пляшут сверкающие капли лимона; между ними, словно шелковые ленты, проступают ноты миндаля, вербены и чая; затем звучит симфония мяты, жасмина и лаванды. "Каждый брусок оставляют созревать на два месяца в специальной комнате со строго контролируемой температурой и влажностью – и лишь после этого оборачивают в бумагу, расписанную вручную". В каждом кусочке этого мыла – славное прошлое, утонченный вкус флорентийских мастеров, солнце, цветущие сады, нежная красота и дзен.
Один из самых известных прогнозов гласит: на радикальные перемены ради спасения планеты у нас осталось неполных 12 лет. Разумные повседневные решения и сознательная переработка – это то, что по силам каждому из нас. Заменить гель для душа и жидкое мыло твердым – небольшой, но важный шаг для будущего.
В пользу прессованного мыла говорят цифры. Совсем недавно студентка Central Saint Martins Ми Жу предложила использовать вместо привычных пластиковых флаконов для шампуня упаковку из твердого мыла. Предполагалось, что ее тоже можно утилизировать – без остатка. Дело в том, что в ходе прошлогоднего опроса Британская научная ассоциация обнаружила, что флаконы для жидкого мыла и шампуней с помпой хуже всего подлежат вторичной переработке. Даже если предположить, что упаковку можно изготовить из переработанного пластика и использовать повторно, большинство людей не станут этого делать, а саму помпу переработать и вовсе невозможно. Простой подсчет помогает понять: один человек может сэкономить планете не менее 12 пластиковых флаконов в год (и в среднем 600 флаконов за всю жизнь). Это может показаться каплей в море пластиковых отходов, но если все перейдут на твердое мыло, цифры станут куда убедительнее.
Исследование Федерального технического университета в Цюрихе (ETH Zurich) тоже на стороне классического мыла. Для его производства используется почти в четыре раза меньше воды, чем для жидкого, а "углеродный след" уменьшается в четыре с половиной раза. Нужны ли еще причины, чтобы освободить угол раковины для ароматного твердого мыла?