В честь международного Make Something Week (2-10 декабря), посвященного идее творческого апсайклинга, Татьяна Соловей побывала в студии Ksenia Schnaider и посмотрела, как создаются знаменитые джинсы Demi-Denims и линейка Reworked Sportswear.
Ksenia Schnaider – главный бренд дизайнерского денима в Украине. Свой ключевой хит – двойные брюки-юбка-шорты Demi-Denims, собранные из винтажных джинсов, дизайнеры Ксения и Антон Шнайдер показали в коллекции осень-зима 2016/2017. Фото из лукбука перепостили стилисты агентства @c_l_o, и в директ начали приходить запросы от байеров. "На встрече байеры из Selfridges сказали, что им нужен целый рейл одежды, а не одна модель, потому пришлось изобретать свой деним", – рассказывает Антон Шнайдер.
Сейчас у бренда около 40 точек ретейла (все отмечены победными флажками на геополитической карте на стене студии), 80% продаж происходит в Азии. Модель Demi-Denims в прошлом году скопировал масс-маркет Mango – верный знак попадания в тренды – а дизайнеров называют катализаторами популярности креативного денима. Чтобы удовлетворить растущий спрос, летом переехали в новую студию на Левом берегу. Здесь создаются все джинсовые "шлягеры", объединенные в общую категорию Rework Denim.
- "Мы не используем модное слово "апсайклинг", мы придумываем для каждой модели свое индивидуальное название. На внутренних бирках мы указываем состав "100% vintage cotton / Rework", – рассказывает Ксения.
Главные по закупкам сырья – Антон и Влад. Антон – опытный искатель сокровищ в "секондах" – раньше устраивал друзьям из Москвы "сафари" по киевским магазинам. Влад второй год работает в студии и два раза в неделю ездит по секонд-хенд рынкам и магазинам. Теперь у Влада репутация – знакомые стилисты просят подыскать особенные вещи для съёмок.
Лучшее место для покупки сырья – городская легенда – "секонд" на Лесном. Там сотрудников студии уже узнают и дают скидку, а также рассказывают о конкурентах, которые тоже охотятся на винтажный деним. "Но с ним не так легко работать, и мало кто может заморочиться, как мы", -уверены в студии.
К примеру, жакет из фрагментов основных оттенков денима – от light blue до индиго – собран из более 20 деталей: все они выкраиваются из штанин, потому крой выходит дробный. По куртке можно играть в угадай-ку: манжет и воротник сделаны из тертого манжета брюк, клапан кармана – деталь гульфика, шаговый боковой шов брюк остался на рукаве. Фурнитура принципиально везде новая – в переработку идет только ткань.
"Похоже на разделку шкуры, – комментирует Антон. – Мы как чукчи шкуры собираем". После сбора "шкуры" идут в стирку, сушатся, распарываются, кроятся на будущие rainbow-платья (изделия из коллекции осень-зима 2017, составленные из горизонтальных широких полос) или demi-denims, сшиваются, повторно стираются и ждут покупателя. За сезон студия перерабатывает 2000 кг денима.
Под распорку брюк на детали, от которой "стираются пальцы", раньше звали парней. Парни выдерживали час и уходили, чтобы никогда не вернуться. Теперь это подработка для студенток соседнего швейного училища. Девушки таким образом проходят практику, получают опыт и дополнительный заработок. С приходящими в студии может работать 30 человек, в штате – 20. Самым ответственным – кроем – занимаются Оля (два года в команде) и Полина (полгода). У всех в команде проф.деформация. Антон осматривает джинсы знакомых на предмет производственной пригодности. Оля прикидывает, как можно раскроить то, в чем идет прохожий. В Полине чувствуется хорошо знакомый поклонникам "секондов" азарт искателя сокровищ. Она в винтажных "левайсах" и толстовке Trussardi. Собирает молнии Riri, рассказывает о бананах Versace феноменального качества. Вселенная ее энтузиазм поддерживает: однажды она нашла браслет в кармане. "Нужно вручную прикладывать каждый фрагмент. Можешь вместить деталь, а после заметить пятно или дырочку", – рассказывает Полина. Если к пятнам отношение однозначно отрицательное ("если мы показали байерам джинсы без пятен, то должны и все остальное делать без них"), то по поводу "дырочек" могут созвать консилиум. Главный вопрос – хороша ли. Иногда их оставляют. К примеру, как на жакете – небольшой потёртый фрагмент, эстетика вабисаби в действии. Слово роняет Антон, пока сотрудники показывают, как вспарывателем вручную по нитке делать распущенные края. В общем процесс создания одной пары растягивается на 4 дня. "Да, джинсы выходят недешевыми. Мы не накручиваем за имя – цену составляем по затраченным часам работы", – говорит Антон.
"Эстетика нравится всем, но в Киеве переработанный деним чаще пугает, а не привлекает покупателей. Бывало, заинтересовывались, примеряли, а когда узнавали откуда ткань – уходили", – рассказывает Ксения о трудностях сознательного апсайклинга в Украине. Но в Европе и Азии к нему относятся с энтузиазмом. На эту аудиторию рассчитана линейка свитшотов и треников, пошитых из винтажной спортивной одежды, из коллекции осень-зима 2017/2018. Это – "романтика" юности Антона, который в родном Омске был главным шопером брендовых спортивных костюмов, и теперь учит меня отличать настоящую "адидаску" (ткань с блеском и эффектом начеса внутри).
Есть ли планы сделать свое производство максимально экологичным? "Мы хотим ездить на Tesla, но пока у нас есть только Nissan", – комментирует Антон. "Рядом с нами есть пункт приема вторсырья. Хотели туда относить остатки джинсов, но есть подозрение, что уезжают на свалку. Потому не будем", – говорит Ксения и делится планами на будущее. Сейчас дизайнеры ведут переговоры с турецкой фабрикой, где эффект выстиранного денима достигают обработкой азотом – без воды и хлорки, как это происходит на производствах в Украине – и делают джинсовую ткань не из хлопка, а искусственного волокна.
А к Новому году свою студию дизайнеры украсят флажками – карманами от джинсов – они не нужны в производстве, но им все же нашли применение.
Читайте также: