Неделя моды в Париже и бренды, представляющие свои шоу в ее рамках являются неопровержимыми трендсеттерами уже на протяжении десятилетий. Событие, которое так почитают в модной индустрии включает в себя более 90 шоу и приносит 400 миллионов евро в городской бюджет, по сути, существует уже более столетия.
Первенство возникновения такого события как Неделя моды принято отдавать Нью-Йорку. Несмотря на это, сама концепция походит из Парижа – из так званных "салонных показов". Задолго до того как Paris Fashion Week приобрела официальный статус, дизайнеры во Франции демонстрировали свои модели во время модных презентаций, которые датируются еще 1858 годом.
В 1850-х годах французские дизайнеры осознали полезность одновременного показа своих работ избранной группе клиентов из высшего общества, а не проведения нескончаемых индивидуальных консультаций. Один человек, в частности, Чарльз Фредерик Уорт, которому также приписывают основание первого парижского дома высокой моды, начал и продвинул это новшество. Позже его приемниками стали Жанна Пакен и Поль Пуаре. Мода превратилась в искусство, а показ был способом показать ее публике в новом и роскошном виде.
В начале ХХ века французская мода затмила большую часть мира своей красотой и элегантностью, и именно по этой причине первый большой предварительный курс на показ мод состоялся в августе 1914 года. Главный редактор Vogue, Эдна Вулмен Чейз, подумала, что работа французских ателье вполне может зайти в тупик из-за участия Франции в Первой мировой войне. В то время Париж был абсолютным лидером в мире моды, поэтому без французского дизайна, который можно было бы купить или скопировать, в Америке не было бы моды и, следовательно, опустели бы страницы самого Vogue, который почитал французских модельеров.
Чейз взяла дело в свои руки и призвала лучших мастеров по пошиву одежды придумать дизайны для показа на благотворительном шоу в бальном зале Ritz-Carlton. Она убедила женщин из высшего общества купить билеты и пойти на шоу. Она также обучала моделей правильно дефилировать, раскачивая бедрами. Конечно же, такое событие стало хитом. Несмотря на то, что большинство французских кутюрных домов не закрылись во время Первой мировой войны, и опасения Чейз оказались необоснованными в те годы, это произошло несколько десятилетий спустя.
В 1943 году мир моды оказался в более серьезном положении. Именно во время Второй мировой войны профессионалы индустрии не смогли попасть в Париж из-за оккупации города нацистами. Стремясь отвлечь мир от французской моды, публицистка Элеонор Ламберт организовала "Неделю прессы" в Нью-Йорке, чтобы представить американских дизайнеров, которых ранее отвергали или игнорировали модные журналисты, ослепленные парижской модой. "Неделя прессы" имела ошеломительный успех, который даже покорил Vogue. Он стал упоминать все больше и больше американских дизайнеров в своем ранее французском журнале.
Уже в 1945 году вновь созданный Chambre Syndicale de la Haute Couture решил реабилитироваться на модной мировой арене и сделал демонстрации новых дизайнов необходимостью. Настойчивость Союза в отношении презентаций, содержащих не менее 35 предметов дневной и вечерней одежды, фактически стала реакцией на нью-йоркскую Неделю Элеонор Ламберт. В течение десятилетий французские дома моды были законодателями тенденций, и американские дизайнеры часто покупали лицензии для воспроизведения их дизайнов. Но к концу 1960-х времена менялись, и парижским дизайнерам снова приходилось развиваться, чтобы не отставать от своих коллег в Нью-Йорке.
Лицом к лицу американская и французская мода столкнулись в 1973 году, когда была сформирована Французская федерация моды, которая решилась организовать Неделю моды. Чтобы отметить это знаменательное событие, было проведено мероприятие, подобного которому не было с тех пор. Объявленное как "Версальская битва", его суть заключалась в противостоянии пяти американских дизайнеров (Оскара де ла Ренты, Билла Бласса, Энн Кляйн, Роя Хэлстона и Стивена Берроуза) против пяти французов (Ива Сен-Лорана, Юбера де Живанши, Пьера Кардена, Эмануэля Унгаро и Марка Боана, представлявшего Christian Dior).
Это было истинно роскошное и неповторимое шоу. Сен-Лоран вывез на подиум лимузин Bugatti, Живанши – карету Золушки, а Унгаро вывел цыганский караван. Лайза Миннелли пела от американцев, а Жозефина Бейкер станцевала и спела для французов. Конечно же, такое событие посетили соответствующие гости, среди которых были Грейс Келли, Энди Уорхол и Элизабет Тейлор.
Еще одним немаловажным фактором повлиявшим на знаковость "Версальской битвы" стало участие 12 афроамериканских моделей. Одновременно, во время одного показа, во дворце во Франции, представляющем американскую модной индустрию – историческое событие, ведь в Париже раньше не видели даже одну темнокожую модель на подиуме. Пэт Кливленд вышла в дизайне Стивена Берроуза, Билли Блэр стала музой де ла Ренты, Альва Чинн спустила боа из перьев Halston, обнажив грудь – толпа сошла с ума. А Живанши даже специально отправился в Калифорнию, чтобы нанять себе темнокожих моделей.
Пожалуй, среди всех членов "Большой четверки" Неделю моды в Париже можно по праву считать самой влиятельной. Ей удавалось возвращать себе силу и авторитет независимо от того, насколько неблагополучно складывались обстоятельства. Это и конкуренция с Нью-Йорком, и постоянное соперничество с Италией. Начинающие и профессионалы со всего мира съезжаются именно во французскую столицу, чтобы добиться успеха в индустрии – и это происходит как и сегодня, так и 20 лет назад, когда британские дизайнеры начали активно мигрировать в Париж, ставя под удар лондонскую Неделю моды. К тому же, в отличие от других столиц моды, в Париже на самом деле проходят две Недели моды (если не считать показы мужской одежды) – кутюр и прет-а-порте, что только подтверждает статус и влиятельность этой модной столицы.