Что такое биотехнологии и как они изменят жизнь в ближайшем будущем
Что такое биотехнологии, почему они способны изменить жизнь планеты, и как жить более осознанно, Vogue UA выяснял в интервью с Себастьеном Дюпра де Полем, Директором по инновациям и развитию Лаборатории растительной косметики Yves Rocher
Себастьян в Киеве впервые – по важному поводу: Yves Rocher запустили новую линейку Lifting Végétal. В составе средств с мгновенным лифтинг-эффектом – экстракт растения с запоминающимся названием Живучка Ползучая (Ajuga Reptans на латыни или "девичья краса" в народе). "Живучка" все же точнее отражает свойства самого растения: это сорняк, который цепляется за жизнь (и за любые поверхности) с впечатляющей силой и энергией, растет в любых направлениях и прекрасно удерживает форму. Экстракт растения на молекулярном уровне влияет на производство эластина и коллагена в коже. Его добыли с помощью биотехнологий и были настолько поражены эффективностью, что запатентовали его под названием "растительный коллаген". Он вошел во все средства линейки Lifting Végétal.
"Биотехнологии" звучит тревожно – особенно в контексте последних вестей о вирусах. На самом же деле, это технологии будущего, – рассказывает Себастьян. Ему 44, он химический инженер, доктор наук в органической и биоорганической химии. Учился в Париже, строил карьеру в L’Oréal, 13 лет разрабатывал новые ингредиенты для средств концерна. Потом отправился работать в Seppic, компанию-поставщик ингредиентов для косметических и фармацевтических рынков, где работал директором по инновациям. В 2019 он пришел в Yves Rocher – говорит, что компания не нанимает, а, скорее, принимает в семью. "Это семейный бизнес, – рассказывает Себастьян. – Как в любой семье, тут есть ценности". И первая из них – уважение: к природе, друг к другу, к покупателям и партнерам. "Мы обращаем людей к природе, – рассказывает Себастьен, – и друг к другу".
Биотехнологии – это использование живых организмов (бактерии, грибы, дрожжи и так далее) для преобразований исходного вещества в конечное. Это то, что позволяет винограду превращаться в вино, дрожжам – в теплый хлеб, молоку – в йогурт и так далее. Биотехнологии делят по цветам. В зеленых, например, используют растительные организмы. Белые технологии используются во всякого рода промышленных процессах. Они делают производство более доступным и безопасным для природы. Голубые технологии подразумевают участие морских и океанских микроорганизмов. Так, каррагинан, который добывают из морских водорослей, служит сырьем для изготовления гидрогелевых патчей, без которых сегодня нельзя представить мир, и придает приятную текстуру крему. Красные биотехнологии обычно касаются здоровья и медицины (например, без них невозможно получать инсулин для больных диабетом). Они же позволяют реконструировать кожу, создавать искусственный эпидермис, чтобы тестировать средства на безопасность и эффективность.
Впервые биотехнологии применили в Yves Rocher в 2005, в Serum Vegetal. Тогда внимание научных лабораторий привлек экстракт яблока, из пектина которого получили олигозиды – цепи сахаров, полезные для кожи. В 2013 к яблочным олигозидам добавилась смола африканской акации и ксантан. Так в средствах Yves Rocher появились зеленые и белые биотехнологии. В 2015 рынок взорвала линейка Sérum Végétal с растением мезембриантемум. Это южноафриканский суккулент, который, впрочем, распространен по всему миру. В Yves Rocher использовали криоэнзиматический процесс: сначала надо заморозить растение при -70о, затем, используя энзимы, – добыть и сохранить ценные вещества, которые прекрасно усваиваются кожей. В 2015 появилась линейка Anti-Age Global, в которой использовали Rolls Royce биотехнологий, инновацию, которая позволяла использовать клетки любой части растения, а затем размножить их. Стало возможно использовать одну небольшую часть растения, не утилизируя его полностью. Наконец, в 2020 появилась линейка Lifting Végétal, в которой использовались зеленые и белые биотехнологии: энзимное фракционирование (измельчение), которое позволяет ценным ингредиентам быстрее и глубже проникать в кожу.
На самом деле, будущее уже наступило. Например, инсулин, который применяют повсеместно, синтезирован с помощью генетически модифицированных микроорганизмов. Это может звучать пугающе, но между мифическим риском и потенциальной выгодой, разумеется, выбирают второе. Если использовать микроорганизмы ответственно, то это легко.
Красные и белые биотехнологии помогают беречь природу и биологическое разнообразие. Меньше усилий на возделывание и культивацию разных культур, меньше воды и электроэнергии. Это может быть гениальным и перспективным решением, чтобы решить проблему голода во всем мире.
Биотехнологии позволяют производить растительный белок, который может служить отличной альтернативой животному. Им можно накормить мир, не истощая природу.
Конечно, в будущем нас ожидает еще множество открытий и прорывов, которые дадут возможность найти новые вакцины и лекарства – против коронавируса, в том числе. Вакцина, кстати, будет доступна совсем скоро. Конечно, от эпидемии это не убережет, но купировать ее и минимизировать последствия – позволит.
Красные биотехнологии продвинут и производство искусственной кожи. Это прекрасная альтернатива тестированию косметики на животных и добровольцах и возможность лечить ожоги. Перспективы очень широкие: можно множить клетки, даже "распечатывать" разные слои кожи с помощью биопринтера. Некоторые утверждают, что через 50 лет больше не будет никакой косметики. Будет просто искусственная кожа, чтобы надевать поверх натуральной. Ну это ерунда, конечно. Надеюсь, до этого не дойдет.
Мы в Yves Rocher не хотим быть лучшей компанией в мире. Мы хотим быть лучшей компанией для мира. Мы должны учитывать интересы всех покупателей – в Украине, во Франции, в Индии и так далее. Сейчас марка представлена в более чем 100 странах, и это любимый бренд более чем в 40. Это значит, мы пытаемся понимать людей и природу – и у нас неплохо получается.
Мы будем работать над косметикой для людей, который борются с раком. В планах – акции и инициативы для женщин, которые сражаются с болезнью. Их самооценка и уверенность в себе падают, и хочется подбодрить их, дать им уверенность, ощущение, что они хороши. Это дает силы и кураж победить.
Технологии для оценки эффективности средств, их безопасности станут совершеннее. Средства будут работать еще быстрее и лучше. Но следующая big thing в уходе – не просто эффективность, но и сенсорные ощущения, удовольствие от использования средства.
В ближайшие годы мы разработаем искусственную кожу, с помощью которой можно будет предсказывать эмоции потребителя при использовании продуктов. Ведь и текстуры, и ароматы – все улучшается с каждым днем. Идея в том, чтобы предсказывать успех продукта.
Это важно, поскольку чувственный опыт усиливает свойства продукта. Исследования доказали, что у людей, страдающих заболеваниями кожи, стресс, беспокойство или волнение обостряет болезнь. Как только у них повышается настроение, симптомы ослабевают. Это означает, что если косметика способна принести приятные эмоции, чувственный опыт, велнес-ощущение, то и эффективность ее будет выше. Вот потому мы и разрабатываем средства, которые дают своего рода уверенность и радость.
Зеленые технологии – более ответственны, чем другие. Они позволяют брать лишь часть растения – например, листок, или даже семечко, – и сохранять остальное. Не нужно выращивать и поливать огромные поля, тратить электроэнергию. Вместе с тем, надо помнить и другое. Во многих странах определенные культуры – к примеру, Киноа в Южной Америке, невероятно важны для экономики. Они дают людям пищу, рабочие места, являются важной частью жизни общества. И, возможно, решение выращивать то же киноа с помощью биотехнологий может иметь серьезные последствия. Поэтому так важно принимать взвешенные решения, думать глобально и искать баланс.
Белые технологии тоже не вредят природе. Берешь одну бактерию, культивируешь, делаешь ферментацию, очищаешь, извлекаешь нужный ингредиент. А потом есть возможность тиражировать его легко и быстро. По сравнению со сложным химическим производством это намного полезнее для окружающей среды.
Зеленые технологии подразумевают производство по определенным стандартам. Среди 12 принципов "зеленой химии": минимизировать влияние производства на окружающую среду; использовать сопутствующие продукты; выбирать процессы, которые не вредят природе и так далее. Во Франции и Германии то, как произведен продукт и из каких ингредиентов, имеет огромное значение для потребителя. В Украине люди полагаются на бренд и доверяют ему. В Японии и Китае смотрят, скорее, на перечень активных ингредиентов с доказанной эффективностью. И все же интерес к ответственной красоте растет.
Во Франции люди постоянно пользуются приложениями, которые дают возможность исследовать содержимое средств. Иногда это только запутывает, потому что два приложения – три мнения. Так, у нового крема Lifting Végétal Night Fortyfying Cream индекс в одном из приложений – 86 из 100%, что означает "отлично". И это самый низкий показатель из всех средств линейки. Все потому, что в составе значится немного этанола. Конечно, если принять 2 литра этанола внутрь, то умрешь. Но этанол, например, в духах – абсолютно безвреден.
В команде есть ботаники, которые наблюдают за природой и растениями. Я не буду, конечно, рассказывать, что мы отправляем их странствовать по миру в поисках вдохновения – вместо этого мы постоянно на связи с компаниями, которые занимаются новыми разработками, из Африки, Латинской Америки, Азии, Полинезии. Но как выявить свойства растения? Да легко. Берешь растение, которое уже сто лет используют в народе. Например, Ajuga Reptants, которое вошло в состав средств новой линейки Lifting Végétal, – обычный сорняк, который плетется по саду или взбирается вверх. Или какая-нибудь эхинацея, экстракт которой использовали веками, чтобы лечить раны. "ОК, интересно", – думаем мы.
И начинается работа. Мы берем разные части растения, извлекаем экстракты – водный, этаноловый и так далее. А потом делаем срез эффективности. Дальше делается биологическое эссе. Проверка биомаркеров: антивозрастных, противовоспалительных и так далее. Обычно – не больше 10. В итоге мы получаем карту эффективности.
По результатам приходим к выводу: ОК, у нас тут совершенно потрясающие результаты по таким-то маркерам с таким-то экстрактом. Так мы выбираем лучшего кандидата. Не то чтобы это соревнование. Скорее, поиск лучшего в природе.
У каждого бьюти-бренда – свой подход. Так, Lush не использует упаковку. The Body Shop перерабатывает ее. Но самое важное – образовывать потребителя. Вы можете жизнь положить на производство супер-экологичного, ответственного продукта, но если потребителю все равно, дело не пойдет. К примеру, шампунь с минимальным вредом для природы. Но если потребитель использует 100 литров воды, чтобы смыть его, – где тут ответственность? Так что это ответственность, которую надо делить между производителем и клиентом.