Личный опыт: как переплыть через Босфор
Каждый год уже 29 лет пловцы со всего мира летят в Стамбул, чтобы переплыть Босфор – из Азии в Европу. Что это – модная забава или преодоление себя, знает Александра Бородина.
"Саша, ты же видишь это расстояние. Какого черта?" – спрашиваю я себя на экскурсии по Босфору на корабле. Завтра мне предстоит плыть в рамках межконтинентального заплыва Bosphorus Cross Continental Swimming Race. А пока я рассматриваю береговые ориентиры и пытаюсь запомнить особенности завтрашней дистанции.
Решение об участии в заплыве я приняла в новогоднюю ночь, составляя "резолюции". Плаванием к тому моменту я занималась пару лет и уже начинала терять к нему интерес: мне остро не хватало серьезной цели. Заплыв длиной в 6,5 км показался мне достойной мотивацией.
Рассматриваю участников: татуированный боксер, поджарая девушка в футболке Ironman Finisher, молодой парень с протезом вместо ноги. Заплыв проводит Национальный олимпийский комитет Турции под девизом "Спорт для всех". Все стартуют с азиатского берега Стамбула и финишируют на территории Европы. Победителя нет: оценку проводят сразу в 12 возрастных категориях. Это дает шанс проявить себя и подросткам, начиная с 14, и тем, кому перевалило за 70.
В 2017-м регистрация на заплыв была открыта в полночь 3 января, и это стало первым испытанием. Число участников ограниченно, для стран есть квоты, поэтому сайт штурмуют активно. В тот день я была в Фуэртевентуре, интернет подводил, и регистрацию от моего имени проводили из Киева. 100 долларов взноса, небольшой процент посреднику – и я зарегистрирована.
О том, что это еще не дает доступа к участию, я узнала лишь через пару недель. Кроме собственно регистрации, Олимпийский комитет Турции требует прислать справку от врача, заключение личного тренера по плаванию с подтверждением уровня подготовки и сертификат самого тренера.
"Зато когда прошел все круги ада, ощущение, будто Босфор переплыл", – шутит знакомый, пока мы, 2 000 участников, плывем на корабле к точке старта. По регламенту на заплыв отводится два часа. На это время ради участников перекрывают судоходство. Всех, кто не успеет, подберут спасательные шлюпки, но спортсмены получат обидный статус DNF (Did Not Finish). Два часа на 6,5 км – это много или мало? Если течение быстрое – много. А если нет, придется непрерывно грести.
Самое сложное – попасть в попутное течение и не выпадать из него. Маршрут – не прямая линия, так что плыть надо по ориентирам. Еще в Киеве я изучала отчеты, рекомендации и чертежи с направлением движения. "Центр ближайшего моста – левая опора дальнего – под точкой провисания электропроводов – остров Галатасарай", – в очередной раз твердила я про себя.
В преддверии старта кто-то нервничает, кто-то мажется кремом от загара и вазелином (чтобы не натереть кожу гидрокостюмом), кто-то разминается. Наконец мы паркуемся, к фрегату швартуют понтон с чиповой системой. Она нужна, чтобы зарегистрировать старт каждого участника (у всех на ногах – браслеты с чипами, которые активируются перед прыжком). Солнечный свет ослепляет на секунду, слышится писк чипа, разбег, прыжок в воду… Привет, Босфор!
Когда я читала, что все стартуют толпой, но вскоре люди рассеиваются, мне не верилось: как могут остальные куда-то пропасть? Но именно так и вышло: лишь редкие цветные шапочки маячили далеко впереди и сзади. Ширина пролива – около 2 км, глубина – метров 50. Как можно тут рассмотреть и спасти тонущего человека – непонятно. Но организаторы все контролируют: пролетает вертолет, на дистанции курсирует 40 спасательных шлюпок.
Говорили, что в центре Босфора вода холоднее, чем у берегов, и это знак: ты поймал течение и на правильном пути. Говорили, вода бывает ледяной, вызывает головную боль и судороги. Мне повезло: вода была приятно свежей. Темно-лазурная, прозрачная – я видела мелких рыб и медуз. Атмосфера была умиротворяющей, но я не отвлекалась: о смысле жизни не размышляла, прошлое не вспоминала, о будущем не грезила. Дистанцию прошла спокойно и уверенно – кролем, кроме нескольких моментов, когда замедлялась и переходила на брасс, чтобы осмотреть ориентиры на берегу.
Мне кажется, что я плыву минут 40, сил еще много. Но виден финиш: башня Адмиралтейства и Галатасарай. Давай, Саша, теперь придется поработать что есть мочи. Мне рассказывали, что на финишном отрезке труднее всего: из-за обратного течения вдоль берега надо грести вдвое сильнее. Но все не так страшно: я продвигаюсь вперед. И вдруг, как по волшебству, вокруг появляются другие пловцы – и заканчиваем мы уже плотной группой.
Я берусь за ручки финишной лестницы. Ну что? Выйду с улыбкой или поползу по понтону на четвереньках? – слышала я и о таком. На выходе пошатывает, но дальше я иду уверенной походкой "межконтинентального пловца" – звание, которое Олимпийский комитет Турции присваивает всем, кто финишировал. Переплыла – 1:22.
Путь преодоления себя у каждого свой: не всегда легкий, но всегда познавательный.
Читайте также: