После нашей эры: как наши ценности изменились после пандемии
События этого года запомнятся нам надолго: они снабдили нас новым опытом и отформатировали жизненные ценности
Мир и представить себе не мог, что однажды случится нечто подобное. Но грянула пандемия, с нею длительный карантин, и спустя время паника сменилась чувством апатии. Сегодня души многих бередит один и тот же вопрос: как жить дальше? Марта Арасели де ла Пенья, психолог из Grupo Laberinto, говорит, что это "дальше" будет напрямую зависеть от нашего умения противостоять стрессам, обусловленного особенностями характера, а также от способности адаптироваться к новому и готовности оказывать поддержку окружающим. По мнению психолога, большинство людей довольно легко вернутся к нормальной жизни, но для некоторых время на карантине не пройдет бесследно и может стать катализатором агорафобии, повышенной тревожности, хронического беспокойства о завтрашнем дне. Не исключает де ла Пенья и риска заработать посттравматическое стрессовое расстройство.
Алисия Арадия, социолог и эксперт в области нейролингвистики, считает: важнее всего то, как мы интерпретируем происходящее. Особую роль тут играет эмоциональный интеллект. Арадия утверждает, что текущая ситуация может влиять на социум двояко: либо провоцируя социальный раскол, при котором всякий будет стоять сам за себя, либо наоборот — стимулируя проявление гуманизма и инклюзивности. У каждого – свой характер и жизненный опыт, а значит, и своя цена перехода в новую реальность. "Тревожность может перерасти в панические атаки, беспокойство – в навязчивые состояния, а простая раздражительность – принять агрессивную и враждебную форму. В свою очередь страх может блокировать всю нашу деятельность, а отчаяние – превратиться в депрессию", — поясняет эксперт.
Но во всей этой истории можно наблюдать и полезный эффект – и для отдельных людей, и для общества в целом. "Пандемия заставила задуматься об уязвимости: мы не всесильны, наши возможности ограничены. Мы осознали, что, невзирая на всю нашу мощь, какому-то несчастному вирусу все же удалось запереть мир по домам", – говорит Марина Диас-Марса, психиатр и ведущий специалист в области психологии группы больниц Blue Healthcare. "Осознание своей уязвимости помогло переоценить те ценности, которые так долго были в приоритете: успешность, власть, деньги. Мы по-другому взглянули на то, что важно на самом деле: семейные и дружеские связи, здоровье и благополучие любимых".
Марта Арасели тоже убеждена, что из нынешней ситуации можно извлечь пользу: "Общество сплотилось, люди начали снисходительнее относиться друг к другу. Мы все стали более ответственными и солидарными. Работодатели смогли убедиться в том, что персонал способен продуктивно работать на дому, а удаленная работа может стать неплохой альтернативой стандартному рабочему графику". Еще одно преимущество момента, считает эксперт, в снижении загрязнения окружающей среды, позволившем "поставить на паузу" изменения климата. "Даже если эта передышка и не приведет к глобальным переменам в будущем, стоит воспользоваться ситуацией и изменить свои потребительские привычки", – советует де ла Пенья.
Благодаря пандемии люди, возможно, начнут больше ценить систему здравоохранения вообще и врачей в частности; в обществе сформируются новые гигиенические нормы, а важность профилактики поймут все. Как бы там ни было, говорит Алисия Арадия, социальные ценности постоянно меняются, но под воздействием нынешних обстоятельств перемены станут стремительнее и заметнее.
Автор: Кармен Ланчарес