Среди востребованных украинских художников, чьи имена все время на слуху, есть те, кто живет за границей. При этом на родине успешно проходят их персональные выставки, произведения продаются на аукционах и пополняют частные коллекции. Среди них — Валерия Трубина, Роман Жук и Никита Кравцов. Постоянный автор vogue.ua Светлана Старостенко сделала три телефонных звонка – в США, Нидерланды и Францию — и предложила собеседникам поговорить о том, как они однажды изменили свою жизнь и что за этим последовало. Их истории записаны специально для vogue.ua.
Представительница украинской "новой волны" в искусстве, Валерия Трубина родилась в Луганске в 1966 году. В начале 1990-х она была одной из немногих женщин-живописцев знаменитого киевского сквота "Парижская коммуна", принимала участие в выставочных проектах (в том числе зарубежных). На выставке "Вавилон" в Москве работы Трубиной и еще нескольких молодых живописцев из Украины были замечены искусствоведом Эндрю Брауном. И в 1993 году известный куратор, который еще в 1980-х основал галерею "369" в шотландском Эдинбурге, ставшую трамплином для молодых художников, приехал в Киев — чтобы пригласить компанию киевских художников принять участие в выставке – знаковый проект "Ангелы над Украиной", 1993 год, в апостольской церкви. Кроме Трубиной, туда отправились Арсен Савадов, Георгий Сенченко, Александр Ройтбурд, Александр Гнилицкий, Илья Чичкан.
Та выставка оказалась судьбоносной. По завершении работы над проектом организаторы предложили Валерии Трубиной остаться в Шотландии, в художественной резиденции. Там художница работала над знаменитой серией картин с изображением таинственных садов, сумеречных парков с фонтанами и ступенями, ведущими в даль. Эти работы вместе с полотнами Олега Голосия из своей личной коллекции, Браун выставляет в лондонском пространстве The Economist (проект New Ukrainian Painting — After The Apocalypse). Период жизни в Великобритании Валерия вспоминает с любовью. Это была возможность увидеть вживую произведения любимых художников: Уильяма Тернера, прерафаэлитов. "Когда мы были в Лондоне — не выходили из галерей. Браун сделал для нашей компании бесплатные входы. Мы заходили каждый день утром и выходили после заката, когда уже нас выгоняли. Это был запой по искусству: когда ты видишь вживую в музеях то, что видел только на репродукциях в советских журналах, крышу сносит", — делится воспоминаниями художница.
После выставки Трубина размышляла, стоит ли возвращаться в Украину. Тогда же в Лондон приехал брат мужа Валерии, живший в Чикаго, и пригласил супругов уехать в Штаты. Так вопрос выбора страны разрешился сам собой. В Чикаго, получив вид на жительство, Валерия сначала сотрудничала с театральной труппой из Нидерландов Dogtrop — разрабатывала костюмы и декорации для спектакля. После — занималась интерьерным дизайном и флористикой. На первой же групповой выставке Outsiders Art (Judi Saslow Gallery, Чикаго) ее картина была куплена. К тому же, в городе оказался целый район галерей, где можно было успешно продаваться. Так Валерия оказалась востребованным художником и в США.
Спустя пару лет, по приглашению немецкой галереи Shuper, Валерия едет в Мюнхен, где участвует в выставках. Оттуда отправилась в Украину и провела на родине почти год: работала в мастерской на улице Гончара, активно выставлялась в галерее Blank Art. По возвращении в Штаты, в 1998 году они с мужем осели в Беркли, неподалеку от Сан-Франциско. Здесь художница попробовала себя и в роли дизайнера: несколько лет она успешно разрабатывала анимацию для компьютерных игр. Работа приносила хорошие деньги и оставляла время для живописи и выставок.
Начиная с 2008 года, Валерия Трубина приезжает в Киев раз в год. Сначала подписала договор с галерей Bottega, где в течение нескольких лет проходили ее персональные выставки. Затем состоялись ее соло-проекты в "Шоколадном домике", галереях "Ра" и Dymchuk, музее Тараса Шевченко и Французском Институте в Украине. Регулярно проходят презентации и продажи ее работ на торгах аукционного дома "Золотое Сечение". В 2020 году пандемия нарушила планы, и персональная выставка, запланированная на май в Киеве, не состоялась. Сама художница относится к этому философски, много работает и планирует приезд в Киев будущей весной. Ее масштабная живопись и нежная изящная графика ценятся киевскими коллекционерами. А за работами 1990-х годов идет настоящая "охота". Интерес к художнице Трубиной привычен в профессиональном поле — будто бы она никогда никуда не уезжала.
История Никиты Кравцова — история уже следующего после девяностых поколения художников. Он родился в Ялте в 1988 году. С 15 лет жил в Киеве, где окончил Художественную академию искусств, став последним аспирантом знаменитой художницы Татьяны Голембиевской. Последние четыре года Кравцов постоянно живет в Париже, но назвать эмиграцией это нельзя. Скорее, он украино-французский художник, который работает по всему миру. Никита был готов к смене постоянного места обитания: путешествия, работа в иностранных резиденциях по нескольку месяцев уже стали образом жизни. Если сравнивать с теми, кто покидал страну "навсегда" тридцать лет назад, сейчас разрыв совсем не так глобален. Меняется вид из окна, но благодаря интернету связь с близкими и профессиональной средой не обрывается.
Все начиналось с поездок по приглашению культурно-просветительской организации Alliance Française. Несколько раз Кравцов принимал участие в известной парижской художественной резиденции Cité International Des Arts. Там же во Франции Никита встретил свою будущую жену, художницу Камий Санье — завязались отношения, которые стали еще одним аргументом для смены места жительства. Вместе они какое-то время жили в Греции, Германии, немного в Австрии. По словам Никиты, "мы смотрели и пробовали, где нам захочется жить". Сегодня пара обосновалась в Париже, в районе Бастилии. Вместе они создали ряд проектов под псевдонимом The Tooth & The Root.
Сфера профессиональных интересов Никиты Кравцова обширна. Известный как живописец и график, он также создает анимацию для фильмов и клипов. Культурные проекты Франции и Украины интересны ему одинаково. На родине Кравцов был частым резидентом художественного пленэра "Бирючий", благодаря организаторам которого выиграл возможность участвовать в резиденции Flux Factory (Нью-Йорк). Будто по принципу домино, из Штатов Кравцова тут же пригласили поработать в резиденции города Орхус в Дании.
Среди важных для Кравцова проектов в Украине — участие в украинской биеннале Arsenale 2012, презентация арт-бука War is over в галерее "Карась", выставка "Бестиарий" в галерее Павла Гудимова Ya Gallery и "Голый завтрак" в Малой галерее "Мистецького Арсенала". В 2016 году Никита иллюстрировал "Криминальный кодекс" издательства "Основы", создав 33 наглядных изображения преступлений. Начиная с 2010 года, работы Кравцова регулярно выставляются на торги на киевских аукционах. Только в "Золотом Сечении" они были представлены 14 раз. Последний на сегодня проект Никиты в Украине — "Армагеддон" — был презентован дважды. Сначала в одесской галерее Invogue#Art (совместно с Камий Санье-Кравцовой, 2018), после — в Киеве, в Port Creative Hub (2019). Проект оказался коммерчески успешным, и большую часть работ раскупили.
"У меня не было цели переехать в Париж — в Киеве все устраивало. Но Франция всегда привлекала своими музеями и уровнем жизни, — делится Кравцов, которого недавно, уже как французского живописца, пригласили в проект Art Residency. Normandie. — Во Франции комфортнее жить. В Украине, конечно, комфортнее работать. Я становлюсь космополитичным в плане искусства, но в голове-то у меня восточно-европейский менталитет".
Ученик знаменитого нонконформиста Карла Зверинского, художник Роман Жук родился в 1955 году под Тлумачем Ивано-Франковской области. Жук повлиял на отечественное современное искусство как один из представителей украинского трансавангарда. С середины 1990-х он живет в Амстердаме, где, не отрекаясь от национальной идентичности, вобрал в своем творчестве лучшие традиции мировой живописи.
До того, в конце 1980-х — начале 1990-х, Роман Жук еще жил во Львове. Времена развала и беспорядка были не лучшими для местных выставочных проектов. Интересные художественные группы формировались тогда в столице, но примыкать к ним у Романа желания не возникало: как и сегодня, ему комфортнее не быть с кем-то связанным идеологически. При этом с удовольствием и огромным уважением к организаторам, Тиберию Сильваши и Александру Соловьеву, он вспоминает знаменитые седневские пленэры того времени, такие важные для определения современного украинского искусства. Совместно с Павлом Маковым, Александром Ройтбурдом, Марком Гейко, Владимиром Богуславским и Александром Бабаком, Жук принимал участие в этой резиденции в 1988 году.
Как только это стало возможным, после обретения Украиной независимости, Роман отправляется в свою первую заграничную поездку – в Нидерланды. "Я наконец-то увидел вживую голландский натюрморт, который рассматривал на картинке еще в школе и думал тогда: "Боже, как это можно было нарисовать... Я бы отдал жизнь, чтобы уметь так рисовать", — восторженно вспоминает Жук. — Трудно передать, какие это были чувства, какая энергия, когда видишь искусство перед собой, а не в советском журнале "Огонек". Без особого плана, скорее по наитию или предчувствуя перемены, художник взял с собой в поездку несколько небольших полотен на случай, если будет возможность показать или предложить их кому-то за границей. И не зря – несколько галерей проявили интерес к произведениям Жука, и с этим уже можно было начинать работать. О своих первых попытках наладить работу за границей художник говорит так: "Я ничего из себя не представлял. Но было достаточно энергии и желания приехать снова, чтобы выстраивать профессиональное сотрудничество". Через год он, уже более подготовленный, возвращается в Нидерланды. В 1992 году там проходят четыре его персональные выставки (в Амстердаме, Гааге), картины начинают продаваться — это, хоть и давалось очень нелегко, вдохновляло двигаться дальше. С тех пор и до сегодняшнего дня в Нидерландах Роман принимает участие в выставочных проектах высокого уровня. Таких, например, как ежегодная выставка Zommer Expo — длительный проект каждый раз на новую заданную тему, подобно биеннале.
Для Украины Роман Жук — художник "музейный". Один-два раза в год он приезжает на родину, где презентует персональный проект в музейной институции (не говоря уже о множестве масштабных сборных проектов). Важными вехами стали выставка в Национальном художественном музее Украины "Грабители" (2009) и "Любовь и картины в рамах" в Национальном музее "Киевская картинная галерея" (2016). На протяжении десяти лет Жук принимал участие в знаменитом форуме Art Kyiv Contemporary. В 2019 году аукционный дом "Золотое Сечение" организовал авторский проект художника Spring Vibes, где половина предметов были проданы. Из недавнего еще на слуху проект "Я все ж тебе кохаю... I still love you..." во Львовской национальной галерее искусств прошлой осенью. А в Музее Потоцких установили скульптуру, созданную Жуком, — прямо на фасаде здания. С ноября по январь 2021 года проект "Я все ж тебе кохаю…" показали еще и в Музее истории Киева.
История Романа Жука схожа с историей Валерии Трубиной — толчок к переезду дала та же "перестройка". Но Жук не эмигрант. Прожив в Нидердандах какое-то время, он получил вид на жительство, сохранив украинский паспорт. Роман фактически и юридически остается украинцем, но Амстердам дал художнику необходимый комфорт. "В этой жизни нужно быть живым и активным", — философски подытоживает свой рассказ художник. В этом весь Жук – со своей жаждой жизни, которая не бунт, но черта характера.
Текст: Светлана Старостенко