Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

Паноптикум: интервью с художниками Никитой Кравцовым и Камиль Санье-Кравцовой

07 июля 2019

Дуэт ThetOOth & therOOt делает коллажи на тему апокалипсиса, спасая мир от пафоса и ханжества.

Никита Кравцов и Камиль Санье-Кравцова, дуэт ThetOOth & therOOt

«Цирковой фокус нельзя остановить в момент, когда птичка исчезает из клетки. Финальная часть, когда публике являют исчезнувшую птичку, называется «престиж». У нас «престиж» – это рай», – рассказывают Никита Кравцов и Камиль Санье-Кравцова, участники украинско-французского дуэта ThetOOth & therOOt («Зуб и корень»), о своем самом долгоиграющем проекте «Армагеддон». Впервые его показали в 2017 году в нью-йоркской галерее Flux Factory. После проект дважды выставлялся в Украине – в одесской галерее Invogue#Art и в киевской Port Creative Hub – и продолжает пополняться новыми работами. Авторы считают его метафорой происходящего в мире.

Опыты с текстильным ассамбляжем дуэта ThetOOth & therOOt продолжает их повседневный casual – задиристые наряды из винтажных вещей

Экспозиция повторяет пророчество об апокалипсисе из Книги Откровения. В пространстве галереи серия иллюстраций ведет к восьмиметровому панно рая. Работы собраны методом апсайклинга: «псевдогравюры» из отрывков старых газет, журналов и литографий, «псевдогобелены» – ассамбляж из шитья и текстильных салфеток. Палитра представленных эпох и культур широка и разнообразна: материалы для работ авторы покупают на антикварных аукционах и уличных винтажных раскладках.

Формально серия ведет к раю, но картина вселенского благоденствия выглядит как завораживающая визуальная свалка. «Котики, лошади, ангелы в белых тапках, каждой твари по паре – ужасный китч. Это рай, в котором не хочешь оказаться», – говорит Никита. Так художники иронизируют на тему людей, которые мечтают о рае, продолжая выбрасывать окурки на улицу или устраивать религиозные войны.

Батальные сцены собраны с максимальным охватом. Среди их участников – бастующие пролетарии начала ХХ века, монголы, аборигены и крокодилы на охоте, восставшие рабы, янычары, обезумевшие в баловстве дети, индейцы, колонизаторы в пробковых шлемах, солдаты Первой мировой, карающие ангелы. В серии могли бы оказаться и персонажи из украинской истории, но авторам не попались нужные расходные материалы. Парад-алле культур и эпох резонирует с актуальной для современного мира темой колониального прошлого и настоящего. Легко, методом бесшовной склейки, художники размещают в опасной близости завоеванных и завоевателей, часто рискуя задеть чьи-то чувства.

«Мы и дальше будем ставить аборигенов рядом с обезьянами. Общество само создает для себя рамки. Так мир возвращается к публичным кострам для ведьм» – самоцензурой дуэт заниматься не планирует в целях спасения мира от ханжества. Еще один яркий пример: в серии Table Gallery работы на тему сексуального и вкусового наслаждения экспонируются в ресторане – под стеклом, прямо на столах. «Запрещать работы, где совокупляются помидоры, – значит оставаться ханжой», – говорит Никита и показывает зарисовки жизнерадостных овощей. Ходить по краю Кравцову не впервой. Пробным камнем стали иллюстрации для Уголовного кодекса, который вышел в издательстве «Основы» в 2016 году и стал раритетом года: «Когда рисуешь преступление, ты его придумываешь, а значит – в нем участвуешь».

"Когда рисуешь преступление, ты его придумаешь, а значит – в нем участвуешь"

Когда образовался творческий коллектив ThetOOth & therOOt? «К финалу «Армагеддона», – отвечает Никита. В 2015-м они собрались как трио, но потом музыкант Юрий Хусточка занялся своими проектами, и коллектив стал дуэтом. Совместное творчество началось с того, что Камиль предложила Никите вышить его работы, нарисованные шариковой ручкой. Так возникла еще одна долгоиграющая серия дуэта – Moving Embroideries. Намекая на басню Лафонтена, дизайнеры говорят, что «сажают зайца на черепаху» – объединяют моментальный рисунок и кропотливую вышивку. Никита делает быстрые наброски на тему вселенского абсурда. Камиль, обладательница диплома métier d'arts лицея прикладных искусств La Source Nogent, их вышивает. На одну работу может уйти неделя. Техники шитья – гладь и стежки с накидной петлей. Камиль выбрала самое простое, чтобы уйти от кутюрной декоративности. Контраст видимого и реального разителен: издалека кажется, что это рисунок, но, приглядевшись, понимаешь, что шитье.

ThetOOth & therOOt запускает линейку мерча – серию тишоток с апокалиптическим принтом, число которых «равно бесконечности, то есть восьми». «Мы нагнетаем абсурд в своих работах и считаем себя гиперреалистами», – объясняет творческий метод коллектива Никита. Их реализм обладает даром предвидения. Отпочковавшаяся от «Армагеддона» серия UFO, Robots attack продолжает тему апокалипсиса, на этот раз машинного. В идиллических пейзажах со швейцарскими коровами и бюргерскими домами летают палящие почем зря космические тарелки. Одна из них сбивает башню готического храма, которая падает точь-в-точь, как на обложке Libération после трагедии в Нотр-Даме. Коллаж 2017 года кажется пророчеством, но художники избегают пафосных слов.

Свой стиль жизни дуэт в шутку называет «цирком шапито, который кочует по арт-резиденциям». К примеру, прошлый год дуэт провел в Париже, Орхусе, Рейкьявике, Мариньи. В творческом кредо группы прописано намерение «паразитировать» на актуальных социальных проблемах: «Раскачивать лифт, пока не застрянем». А в системе современного искусства они хотят стать денежной единицей, «как шекель или доллар»: «Твой курс может падать или расти, но ты все равно существуешь».

Текст: Татьяна Соловей

Фото: Manuel Obadia-Wills

искусство ·

Еще в разделе Арт

Популярное