...на Лычаковском кладбище шла частная экскурсия. Гид-поляк рассказывал супружеской паре туристов о жизни художника Леопольда Левицкого. Свой монолог он завершил прекрасной фразой: "Этот памятник, посвященный мастеру, символизирует не только две большие буквы "L". Если приглядеться, то очевидно, что это два крыла". О том, почему непременно стоить съездить во Львов в музей Леопольда Левицкого, рассказывает Светлана Старостенко.
Леопольд Левицкий, художник польского происхождения, – мастер офорта, линогравюры, монотипии; автор множества книжных иллюстраций к изданиям Ивана Франко, народных сказок. Десять лет назад о нем почти не говорили, а теперь, благодаря популяризации украинской графики, он востребован среди коллекционеров. Левицкий родился в Тернопольской области в 1906 году и учился в Краковской академии искусств. Позже перевелся в парижский филиал академии, изучал графические техники. Влияние на его раннее творчество оказали Анри Матисс и Фернан Леже.
От одного из собирателей гравюр я узнала, что во Львове есть мемориальный музей – и тут же решила, что нужно ехать. Как после концерта любимого музыканта ярче воспринимаешь его творчество, так и посещение дома-музея дает более объемное понимание произведений любимого художника. Художник поселился по этому адресу спустя год после окончания Второй Мировой войны и жил здесь всю оставшуюся жизнь. Спустя 16 лет после смерти графика, в 1989 году, появился этот мемориальный музей.
В первом зале экспозиции, служившим гостиной-кабинетом, я увидела работы довоенных лет. В основном это офорты на актуальные темы своего времени, отражающее модное тогда течение – экспрессионизм. Живописных работ того периода всего несколько, и они еще более экспрессивны – размашистый мазок, контрастность цвета. Но тревожность произведений никак не отразилась на общем настроении. Благодаря сохранившейся мебели, посуде, и особенно печатному станку, в комнате чувствовалась безмятежность. Видимо это та атмосфера дома, которую создавала жена художника, Геня Левицкая, ставшая ему верным союзником.
В следующем зале больше живописных и акварельных работ, ярких и теплых, уже послевоенного периода. "Оттепель" поздних 50-х годов оставила свой след. Особенно хороши монотипии, которые он начал делать одним из первых во Львове. Развитие этой техники Левицким – его вклад в украинского искусство того времени. Рассматривая работы в третьем зале, можно сделать вывод, что концу жизни он оставался верен своей любви к жене, родителям, по-прежнему создавая их портреты в разных техниках. Повседневные сюжеты из жизни обычных людей – и эта тема прошла сквозь все творчество Левицкого. Есть в них и ирония, и умиление, ощущается явно легкий характер автора.
В судьбе этого художника не случилось громких арестов и опасных преследований властью; о нем, как о "любимом художнике", не говорил Пикассо (как это часто упоминают в жизнеописаниях Марии Примаченко и Катерины Билокур); он не выставлялся на парижском Салоне Независимых, как знаменитый разведчик и художник Николай Глущенко. Словом, ничего такого, чего так много в биографиях его современников, художников, родившихся на заре 20 века, и чье становление и зрелость пришлись на военные годы. Но как великий мастер, Левицкий оказал важное влияние на развитие украинской графики и украинского искусства своего времени в целом. Помимо графики (а художник оставил огромное наследие – около семи тысяч произведений), он интересовался и занимался и скульптурой, и журналистикой, и общественной деятельностью.
Говоря о ценности произведений, нельзя не сказать и о ценах. Цены на графику Левицкого начинаются с трехсот долларов и доходят до полутора тысяч – именно за столько прошлой весной была продана гравюра "Мать" на торгах в "Дукате". В аукционном доме "Золотом Сечение" за последние три года графика Левицкого была представлена семь раз. И все эти лоты были проданы. Зябкие тридцатые и стильные шестидесятые – работы разных лет одинаково волнуют современных коллекционеров. Разве что ранние работы встречаются намного реже, оттого они и дороже.
Мне повезло попасть в музей Левицкого на закате. Сонный золотой свет делал квартиру художника чрезвычайно уютной, даже обжитой. Исказив цвет акварельных работ, создавая блики на офортах, солнце воссоздало атмосферу дома, в котором по-прежнему живут, работают и любят.
Текст: Светлана Старостенко