До 31 августа в Одесском художественном музее проходит выставка Маши Куликовской "Моя кожа – мое дело" – посвящение телесности и феминизму.
"Когда я приняла себя, то полюбила свое тело, кожу. Мне надоело соревноваться с самой собой. Я чувствую себя свободной и красивой, когда обнажена, и на мне нет ничего, что меня ограничивает. Я – это я, и только я – хозяйка собственной жизни". Так художница формулирует идею выставки. Видеть трогательные мыльные скульптуры Куликовской в академическом музее – особое удовольствие. "Моя кожа – мое дело" – оммаж телесности и феминизму, приглашение к разговору не только о дискриминации, но и о необходимости принятия себя.
Несколько десятков слепков с Машиного тела на время выставки поселились в гроте Одесского художественного музея. Грот под центральной частью дворца Нарышкиных, где располагается музей – легендарное место, куда водят экскурсии, но где никогда не проходили выставки. На открытии художница провела в гроте перформанс: поедала "части" своего тела, вылитые из шоколада. Этот перформанс – еще и пример того, как деликатно и одновременно красиво могут сотрудничать украинские художники и дизайнеры: Маша появилась в гроте в платье-халате украинского бренда LESSLESS из льна и шелка, который подчеркнул уязвимость художницы.
О том, как прошла подготовка к выставке, Маша Куликовская рассказала vogue.ua:
Год назад, в июне 2018 года, я получила сообщение от Маши Целоевой, куратора Одесского художественного музея, о том, что у нее есть мечта сделать выставку в гроте, впервые в истории музея, и именно с моими объектами. Для меня приглашение было невероятно ценно, и я сразу согласилась. Просчитав расходы на перевозки, монтаж и создание новой скульптуры, мы поняли, что музей не сможет привезти эту выставку. Больше года мы думали, как реализовать этот проект, и в июне 2019 года я вновь получила сообщение от Маши, на этот раз о том, что они нашли деньги на мою выставку и готовы ее открыть. Случилось что-то необыкновенное: в музей пришел 24-х летний Федор Сердюк, молодой коллекционер, парень из АТО, который оказался готов поддержать выставку как меценат. Так в Одессу на полтора месяца выставки слетелись мои скульптуры: из Одессы, Берлина и Парижа.
По сути, это моя первая ретроспектива за последние пять лет. Особенно важно, что она проходит не только в гроте музея, но и в основном зале среди постоянной экспозиции – там, где висят шедевры классиков живописи, по репродукциям которых я училась рисовать с самого детства. И моя огромная персональная выставка проходит именно в Одессе, совсем близко к Черному морю, на берегу которого я выросла (Маша выросла в Крыму – прим. авт.), можно сказать, у входа в мой потерянный дом. В Одессе случилась магия и все четыре дня подготовки к выставке я чувствовала себя как будто дома, в Крыму.
Этот перформанс стал моим манифестом и попыткой найти ответ на вопрос "кто я?" в условиях постоянной турбулентности и нестабильности общества. Почему я подала слепки своего тела? Единственное, что есть у меня – это я сама, и теперь я съедаю себя, чтоб вновь задать себе тот же самый вопрос "так кто же я?" и больше не дать никому ни одного шанса овладеть мною, моим телом или моей жизнью.
Изначально идея мыльных слепков с моего тела, как и гипсовых, помещенных в публичное пространство, незащищенных от ветра, дождя, снега, отсылала к возрожденческой концепции vanitas – человек как мыльный пузырь; помни, что ты смертен. Моей целью было напомнить и себе и окружающим людям, что человеческое тело – это хрупкая и незащищенная оболочка, которая в любой момент может исчезнуть. Помимо этого, я продолжала собственное исследование границ восприятия зрителями нагого женского тела в окружающей среде, как метафору тела постоянно деформирующегося, страдающего, стареющего. В связи войной все поменялось: я потеряла дом в Крыму, мои скульптуры в донецкой "Изоляции" расстреляли, и мои мыльные слепки обрели новый смысл. Теперь это попытка осознания своего места в глобальном обществе, поиск идентичности, решение национального и даже языкового вопроса, постоянный поиск дома, места, где я смогу быть той, кто я есть – постоянно меняющейся и разной.
Выставка "Моя кожа – мое дело" работает в Одесском художественном музее до 31 августа.
Фото: Юлия Ищук