О новой выставке Personal Reflection, Индии, даче под Киевом, собственной коллекции украшений и о своем умении превращать винтажные мужские рубашки Saint Laurent в платья художница Маша Шубина рассказала в интервью Vogue.ua.
Маша Шубина – очень честный художник. Ее новая выставка, которая в начале июня открылась в отеле 11 Mirrors, называется Personal reflection, и название это – чистая правда. Зайдя в отель вместе с фотографом, я вскрикиваю "вау", и это – самая непосредственная реакция. Передо мной 11 очень красивых, причудливой формы зеркал, в каждом из которых я вижу не только себя, но и Машу. Проект Маши Шубиной – действительно личная рефлексия, и никак меньше – причем и для художника, и для зрителя одновременно. С зеркалами Шубиной хочется взаимодействовать: вглядываться, улыбаться себе и Маше, делать селфи, позировать. Игра и сеанс самоанализа одновременно.
"Технически это холст с маслом", – рассказывает Маша. Для этой выставки художница написала несколько автопортретов, которые потом поместила под стекло. Сверху на стекле нанесен слой отражающего материала, который работает как зеркало. Смотришь издалека – вроде бы портрет Шубиной. Подходишь, заглядываешь вглубь – и видишь себя. Кажется, ради таких вот "заглядываний вглубь" Маша и сделала этот проект. Портреты Шубина писала сначала в Киеве, а заканчивала в Индии, куда ездит каждую зиму с мужем, художником Ильей Чичканом. "Мы едем туда, чтобы закрыться и работать. Я могу там не красить ногти неделю. Но получается, что на протяжении дня на Гоа слишком много отвлекающих факторов: утки, куры, пруд, цветы..."
Изображение себя – любимое занятие художницы Маши Шубиной: она пишет автопортреты больше десяти лет, а несколько лет назад нарисовала свой портрет в качестве альтернативной обложки украинского Vogue – это был арт-проект, посвященный запуску журнала в Украине. Рисование себя – не сколько эгоцентризм, сколько любопытство и интерес: для Шубиной это возможность изучить себя, пронаблюдать, что изменилось. В одном из давних интервью художница даже рассказывала, что благодаря этому, она досконально знает свои пропорции и, обнаружила, что расстояние от носа до губ у нее минимально. Такие вот личные рефлексии.
К изображению себя, как и к жизни вообще, Маша относится с юмором. Десять лет назад Шубина сделала проект "Мой дорогой куратор": написала серию своих портретов и выставила их на сайтах знакомств по всему миру, от Токио до Берлина. А в анкетах в стандартной графе "кого ищете, что хотите" указывала, что ищет куратора, директора музея, галериста для продвижения своего творчества и организации выставки. Шутка, объектом которой стали не только интернет, цифровой нарциссизм, сайты знакомств, но и современное искусство, с легкой руки Шубиной превратилось в выставку, которую Маша показала в Киеве, развесив вокруг картин распечатки своей переписки с поклонниками.
При всей своей содержательности и даже концептуальности объекты, которые Маша сделала для выставки в 11 Mirrors, интерактивны – это и piece of art, и функциональная вещь одновременно. Зеркала так и просятся на стену какого-то лаконичного загородного дома – в них хочется смотреться. Это не первый раз, когда Шубина делает вещи одновременно и прикладные, и эстетские. Год назад она запустила ювелирный бренд ARTeFUCK’s, в рамках которого создает вполне бытовые вещи – болты, гайки, лезвия и гвозди – из драгоценных материалов и превращает их в украшениях. Сегодня Шубина взялась за создание зеркал, которые могут стать полноценной частью интерьера. "Есть что-то, что вы не умеете?", – спрашиваю у Маши. "Все не умею", – спокойно говорит художница. – Просто есть вещи, которые я чувствую, вещи, которые мне нравятся".
Зато никто не портит одежду, которую периодически создает Шубина. Лет шесть назад художница показала в PinchukArtCentre выставку, в которую вошла только одежда – юбки, платья, сорочки, палантины. На ткани была изображены сцены из Камасутры: коллекция создавалась вручную в Индию, где Маша сначала нанесла на коттон эскизы, а их потом расписали местные мастера. В этих нарядах на киевских вечеринках периодически появляются светские девушки, и сама Шубина. К моде Маша относится несерьезно – или, наоборот, настолько серьезно, что всегда переделывает оригинал на свой манер. Касается это и дизайнерских вещей: в день нашей встречи на Маше платье, состоящей из винтажной желтой рубашки Saint Laurent и плотной юбки, как будто из холщовой ткани. "Две такие рубашки когда-то были в коллекции у Ильи – желтая и черная. Я сделала из них платья, пришив юбки из ткани, купленной и расписанной вручную в Индии".
Таких нарядов у Шубиной два: в желтом она пришла на монтаж выставки в отель, а в черном появится вечером на открытии. Этой художнице никогда не бывает скучно.
Фото: Юрий Яцкулич
Текст: Дарья Слободяник