В арт-пространстве Set открылась выставка "Ритм цвета", посвященная Соне Делоне. Помимо Сони, ее участники – украинские художницы Маша Рева, Оксана Левченя, Яся Хоменко и Леся Хоменко, Алена Науменко, архитектор Флориан Юрьев и Ева Толуа. Вместе с художницами и куратором выставки Катей Тейлор v ogue . ua разбирался, почему нам важно знать Соню Делоне.
Соня Делоне прожила счастливую жизнь и была невероятна успешна. Чтобы рассказать об этом, обращения к ее биографии не избежать. Она родилась в Одессе и провела детство в Украине, но уже в 20 лет (это был 1905 год) переехала в Париж. В Европе художница сделала головокружительную карьеру: оформляла балеты для Сергея Дягилева, руководила собственным модным ателье (в 1925 год иллюстрация с ее платьем появилась на обложке британского Vogue), значительно повлияла на развитие ар-деко; делала иллюстрации для книг, разрабатывала принты для тканей, работала над скульптурой и керамикой.
На выставке, которую придумала куратор Катя Тейлор и команда агентства Port.agency, представлены две работы Сони Делоне из коллекции Национального художественного музея Украины, письма и рисунки из частных коллекций (один из самых активных украинских коллекционеров Делоне – Евгений Деменок), плакаты, книги. Партнер выставки – Французский институт в Украине. Его президент Натали Берас говорит: поражена тем, какую исследовательскую работу проделала куратор Катя Тейлор. В первую очередь это касается биографии, которую можно прочесть на плакатах в галерее. Биография художника редко становится отдельным экспонатом выставки и заслуживает такого пристального внимания, но в случае с Делоне это закономерно: в Украине ее не знают. "Соня Делоне – рок-звезда во Франции, – говорит Катя Тейлор. – Она очень популярна среди коллекционеров, ее архив находится в центре Помпиду, но здесь ее никто не знает. Весной 2019 года мы делали ее выставку в одесской галерее Invogue. Я давала много интервью, тогда меня и поразило, что журналисты говорили: мы никогда не слышали об этой художнице. Так что Соню Делоне нужно открывать Украине".
В биографии Делоне много несостыковок, разобраться с которыми помогает выставка. Самый простой пример – место ее рождения. В английской Википедии значится город Градижск в Полтавской области, в украинской – Одесса. На мой вопрос, где же правда, Катя Тейлор уверенно говорит: Одесса. "У нас не просто версия, у нас историческая правда. Мы видели копии книги раввината, в которой указано, что Сара (настоящее имя Делоне) родилась в 1885 году в Одессе, более того, есть копии свидетельства о рождении, и мы покажем его на выставке".
Оттого что Соню Делоне нам еще предстоит открывать, самым интересным на выставке оказывается документальный отдел. Например, переписка Сони с родными: вскоре после переезда в Париж Соня писала письмо в Петербург, к юбилею свадьбы дяди и тети, которые ее воспитывали. Письмо художница иллюстрировала вручную – это уникальный экспонат. В этом декоративном рисунке читается и ее будущее увлечение ар-деко, и любовь к орнаментализму, который Соня, по ее собственному признанию, связывала со своим украинским происхождением.
В левом крыле галереи Катя Тейлор устроила студию "Сила творчества", пригласив к участию художниц Машу Реву, Оксану Левченю, Ясю и Лесю Хоменко, Алену Науменко, Еву Толуа и архитектора Флориана Юрьева. С Соней Делоне у них много общего: художники работают на стыке индустрий – моды и дизайна, искусства и моды, демонстрируя настоящую, не декларативную свободу творчества.
"Мы не хотели давать прямые связки: вот, есть Соня Делоне, которая работала с формой, а есть Маша Рева, которая также работает с формой, или, например, Алена Науменко, – объясняет Катя Тейлор. – В ДНК художников, которые представлены на выставке, есть код авангарда: у кого-то он проявляется больше, у кого-то меньше. Об этом интересно поразмышлять. В рамках студии мы анализируем, как работают современные художники, работают ли они на стыке индустрий, зачем и дает ли это что-то новое их практике".
Художница и дизайнер Маша Рева в интервью часто говорит, что ей интересен авангард – отсылки к нему можно увидеть не только в ее живописи, но и в принтах, которые она разрабатывает для одежды. С Делоне Машу в каком-то смысле роднит и многофункциональность: Маша делает керамику, принты, одежду, занимается живописью, оформляет витрины и театральные спектакли. "Когда я училась в Лондоне, я попала на ретроспективу Делоне в Tate Modern. Меня поразила ее многогранность и мультифункциональность, то, как художница собирала разные элементы в одну историю, – рассказывает Маша. – В 1920-х годах Соня делала ткани для небольшой голландской мануфактуры Metz&Co. Работа в коллаборации очень актуальна сегодня – и я, например, сама часто работаю в коллаборации с другими брендами". В рамках выставки о Соне Делоне Маша делает открытую мастерскую художника. Это работы разных лет: здесь и керамическая ваза, покрытая золотом, сделанная Машей в коллаборации со стилистом Надей Шаповал, и живопись, и одежда, и эскизы, перенесенные на полотна размером со стену. С одной стороны, место свободы, с другой – чистое пространство, в котором может появиться все что угодно, стоит художнику только захотеть.
Размышляя об авангарде, художница Леся Хоменко говорит: "Я постоянно думаю, как быть современным после периода авангарда, после тех бесстрашных вещей, которые делали художники начала ХХ века. Например, отрицая живопись, как Дюшан, и предлагая миру совершенно новые вещи. Я сама живописец – и мне интересно проследить эту связь". На открытии выставки 14 ноября вместе с сестрой, дизайнером Ясей Хоменко, Леся показала перформанс "День рождения". Главной его героиней стала девушка, которая 14 ноября отмечала день рождения (как и Делоне, кстати): Яся Хоменко пошила для нее белоснежное платье с длинным подолом, превращающимся в праздничный стол. На платье-столе – закуски, салаты, пакеты с подарками и бокалы с вином; весь вечер девушка принимали вполне реальные поздравления и подарки. "Перформанс вырос из моего реального дня рождения, – говорит Леся. – Яся мне пошила платье-скатерть, я позвала гостей и сделала перформанс. Он стал рефлексией о том, что день рождения часто превращается в повинность".
Самый знаменитый участник этой выставки – легендарный украинский архитектор, композитор, художник, автор "Тарелки" на Лыбедской Флориан Юрьев. Катя Тейлор выбрала для этой выставки две живописные работы Юрьева, посвященные его авторской теории "музыки цвета". Художник раскладывает музыку и поэзию на визуальный ряд. "Выбрала неслучайно, потому что у Сони был этап, когда она занималась поэзией живописи, и мне понравилась перекличка между исследованиями Флориана и Сони". Художница Алена Науменко создала для выставки интерактивную стену с магнитами, переставляя которые, можно создать свою картину в стиле Сони Делоне.
Еще одна участница "студии" Оксана Левченя начинала свою художественную карьеру с живописи, после запустила мастерскую OLK manufactory, где вручную вместе с командой мастеров шьет роскошные ковры, а после продолжила свои исследования в жанре текстильных инсталляций в проекте "Племена". Именно их Оксана представляет в рамках выставки "Ритм цвета" – это две инсталляции из ее проекта "Несуществующие племена", арт-объекты на стыке дизайна, текстиля и искусства, сделанные при помощи метода апсайклинга.
Выставка "Ритм цвета" будет работать до 15 декабря. Ее организаторы – Port.agency, Французский институт в Украине и Посольство Франции в Украине.
Фото: Мария Павлюк