Агенты перемен: девушки, которые меняют лицо страны

NAME
2 листопада 2016

Истории социально активных девушек, которые полезными делами меняют лицо страны, – в специальном проекте Vogue UA.

Фото: Vasilina Vrublevskaya. Стиль:Julie Pelipas, Sonya Kvasha. Автор проекта: Татьяна Соловей

Зоя Литвин

Основала Новопечерскую школу и разработала образовательную программу "Первая профессия" для детских домов

"Однажды я как глава общественной организации "Освіторія" была в жюри конкурса "Учитель года" и стала свидетелем странной истории: очень классной и прогрессивной преподавательнице не присудили первое место только потому, что она пришла в сапогах, – рассказывает основательница Новопечерской школы Зоя Литвин. – Комиссия постановила: "Она должна была взять сменную обувь" – и прекрасная учительница получила только третье место". То, что Зоя мыслит иначе, заметно сразу: ее элегантный черно-белый брючный костюм дополняют конверсы и белая футболка. Старшеклассницы смотрят на Зою с большим интересом, хотя форма, разработанная специально для школы Лилией Пустовит, им тоже нравится ("Некоторые укоротили юбки, но это нормально", – говорит Зоя).

Конверсы – только внешнее проявление новых стандартов, которые Зоя внедряет в образование. Внутренние изменения намного серьезнее. Директор Новопечерской школы – канадка украинского происхождения Ирена Корбабич-Путко с 14-летним опытом управления канадскими учебными заведениями. Зоя нашла ее "в самый разгар революционных событий. Тогда все иностранцы боялись к нам ехать, а Ирена, имея хорошую работу в Канаде, решила поддержать в трудное время свою историческую родину – хотя она никогда здесь не жила и, будучи этнической украинкой, родилась в Польше", – рассказывает Литвин. Экспатов в школе меньше половины: "Школа со штатом из иностранцев не была бы украинской, а нашей целью было создание именно национальной школы – мы хотим воспитывать не эмигрантов, а тех, кто будет поступать в украинские вузы, жить здесь и здесь добиваться успеха".

Эффективность современной школы, по мнению Зои, измеряется "не тем, как она подготовит ребенка к ЗНО, а тем, кем станут ее выпускники, как они будут формировать лицо общества, страны". С ЗНО, впрочем, у Новопечерской школы все в порядке: в этом году по результатам экзаменов она вошла в топ-5 (по украинскому языку, физике и химии). Школа работает по украинской программе, но преподает ее по канадским методикам. Для этого пришлось обратиться в Министерство образования, чтобы адаптировать программу, – скажем, с первого же класса изучать химию, физику и биологию в общем курсе естествознания, причем сразу на английском языке.

"По себе знаю, что хорошее образование очень важно", – говорит Зоя, окончившая Могилянку по специальности "экономика", а потом получившая и педагогическое образование. Возможно, поэтому у нее есть и другие образовательные проекты. Уже пять лет Литвин занимается программой "Первая профессия", которая помогает детям из детских домов получить специальность, и делает онлайн-программу для подготовки к ЗНО социально незащищенных детей. Некоторое время назад компания Coca-Cola, шефствующая над донецким интернатом "Изумрудный город", обратилась к Зое с предложением о сотрудничестве. "Это не в зоне АТО, это рядом, но я даже мужу сказала, что еду в Харьков: боялась, что не отпустит. Постфактум уже рассказала", – говорит Литвин. Для детей из "Изумрудного города" организация "Освіторія" составляла психологические тесты и организовывала тренинги, помогающие выбрать профессию, – а потом готовила к сдаче тестов тех, кто хотел поступать. Вдохновившись результатом, в этом году Coca-Cola предлагает взять совместное шефство еще над пятью интернатами, в каждом из которых – от 300 до 500 детей.

Объем работы большой, и Зоя Литвин всерьез думает, как с этим справиться, – потому что у нее уже есть два новых проекта: она разрабатывает программу обучения для современных учителей, а в этом месяце запустила школу UNIT Factory: "Это альтернатива высшему образованию для айтишников, здесь толковых программистов учат становиться еще и успешными предпринимателями".

Ольга Кудиненко

Основала самый успешный в стране благотворительный фонд "Таблеточки"

"В год наш фонд "Таблеточки" собирает 2 млн гривен. За пять лет мы обеспечили лечением и лекарствами две тысячи детей, добились безопасного переливания крови в "Охматдете", отправили полсотни детей на лечение за границу". Наш разговор с Ольгой Кудиненко, основательницей самого успешного в Украине благотворительного фонда "Таблеточки", проходит быстро, без эмоций и по существу: Кудиненко – человек дела. У нее мало времени и много задач, потому что сейчас она живет на два города: в Киеве – "Таблеточки", помогающие онкобольным детям, в Москве – муж и полугодовалая дочь. Листая ее жизнерадостный "Инстаграм", кажется, что Кудиненко все успевает, но она говорит, что готовить презентации с грудным ребенком на руках становится все тяжелее. "А еще я очень скучаю по донорству крови. Когда перестану кормить дочь грудью, смогу вернуться в ряды доноров".

Когда я спрашиваю у Ольги, как проходила ее жизнь до "Таблеточек", девушка смеется. "Как у всех: работа, путешествия, встречи с друзьями". Оля – успешный пиарщик: она работала пиар-менеджером Фонда Виктора Пинчука, потом – строительного холдинга, и только два года назад ушла с работы, полностью посвятив себя фонду. Кудиненко пришла в благотворительность неслучайно. Много лет Оля зачитывалась ЖЖ своей подруги Ольги Журавской, волонтера российского фонда "Подари жизнь". "Это мотивировало меня сделать что-то в Украине", – рассказывает Кудиненко. Она зашла на сайт donor.org.ua и прочла о том, что больница "Охматдет" нуждается в лекарстве, которое в Европе стоит копейки, а в Украине отсутствует. Через несколько дней Ольга улетела на каникулы в Испанию – и вернулась оттуда с 12 пачками геля от стоматита для "Охматдета". Так родились "Таблеточки" – это был 2011 год. "Долгое время я занималась только сбором денег. Потом мы пошли дальше: сняли амбулаторную квартиру для детей из других городов, которые после лечения должны были оставаться в Киеве для контроля анализов. Летом 2012 года мы купили первую технику – сепаратор крови. В 2013-м зарегистрировали фонд".

"Я скучаю по донорству крови. Когда перестану кормить дочь грудью, смогу вернуться в ряды доноров"

"Вижу цель и иду к ней" – так описывает свой характер Ольга Кудиненко. Цель – это защита интересов онкобольных детей: покупка лекарств, лечение за границей, психологическая поддержка, лоббирование на уровне государства. Кудиненко мыслит стратегически и главным результатом работы "Таблеточек" за пять лет считает не конкретные суммы, а то, что они "задали тренд благотворительности в стране". "Теперь украинские фонды знают, что отчетность должна быть прозрачной, что нужно не ходить и просить (это неэффективно), а коммуницировать с твоей целевой аудиторией через правильные каналы. Мы образовываем не только людей, которые жертвуют, но и другие фонды".

Есть еще один результат работы Ольги и ее команды: своим примером "Таблеточки" показывают, что помогать – легко и интересно. Можно, например, принять участие в Дне лимонада – сделать лимонад, угостить друзей и коллег, а взамен попросить их сложить деньги в специальную банку – для "Таблеточек". Или поставить в офисе симпатичную банку с надписью "Кошелек или жизнь" – и бросать туда евроценты после поездок в Европу. Эти евроценты сотрудники "Таблеточек" раз в месяц отправляют в Европу и покупают на них нужные лекарства. Ольга не скрывает, что многие креативные инициативы черпает у своих западных коллег. Мечтательно говорит о волонтерах американского госпиталя Святого Джуда – "Они проводят 300 тысяч мероприятий в год!" Присоединиться к ним может любой житель страны – устроить гаражные распродажи, мини-ярмарку, спортивное соревнование, а средства передать больным детям.

Не могу удержаться и спрашиваю, как Ольга спасается от выгорания. "Я не знаю, что такое выгорание, но меня сильно демотивирует, когда я вижу, что в стране ничего не меняется. Мне неинтересно быть белкой в колесе – хочется менять ситуацию с онкобольными детьми глобально, на государственном уровне".

Яна Ибрагимова

Организовала общественно-политическую школу CAPS, в которой учится деловая и политическая элита

"Мир сейчас меняется со скоростью звука. Выиграет тот, кто сумеет адаптироваться к сумасшедшей динамике, – говорит Яна Ибрагимова, основательница школы CAPS. – Главная проблема нашего образования в том, что оно зачастую не имеет связи с реальностью и вызовами, с которыми мы сталкиваемся в современную эпоху, будь то политика, экономика или бизнес".

Ибрагимова – совладелица бутиков классической мужской одежды ISAIA и Billionaire Couture – занялась образовательным проектом полтора года назад. Познакомилась в Киеве с экс-министром образования Грузии Хатией Деканоидзе, которая провела реформу в своей стране, и у них родилась идея создать общественно-политическую школу у нас. "Стратегии и подходы многих чиновников, бизнесменов и ментальность граждан напрочь застряли в 1990-х. Их тип ведения бизнеса, стиль управления, методики образования, даже книги, кото-
рые они читают, – все это предельно устарело. Кадры, выпускаемые нашими вузами, как правило, нерелевантны рынку. Прогресс, конечно, есть, но ему нужно всячески способствовать. Мы решили создать прогрессивную образовательную платформу с современными преподавателями, которые видели мир, работали в разных странах, знают тенденции на рынке и вызовы, с которыми сталкивается лидер, управляющий процессами", – говорит Яна.

"Я мотивирована страхом. При моем интересе к жизни я боюсь не поиграть в большую игру"​

Так появилась общественно-политическая школа CAPS, в которой изучают все реалии динамичного мира: от того, как проводить эффективные реформы в экономике, до того, как правильно лоббировать проекты в Европе. Средний возраст студентов – 35 лет, все с высшим образованием, многие – со степенью МБА. Учатся и заместители министров, и успешные предприниматели, и собственники бизнесов. В первый же год на 40 мест подали заявки 600 претендентов. Все они проходят строгий отбор. "Для нас важно, чтобы курс был однородным: с учетом того, что образовывается очень влиятельное сообщество, это имеет такое же значение, как и само образование. При отборе мы учитываем бэкграунд человека и смотрим, что именно школа может привнести в жизнь и карьеру потенциального студента".

Проект CAPS – мультикультурный: преподают эксперты из Великобритании, США, Грузии, Эстонии. Разработкой обучающих программ руководит Кевин Мерфи – известный экономист, автор множества программ для Гарвардской школы бизнеса. "Мы обращаем внимание не только на компетентность наших спикеров, но и на их кругозор: каким они видят мир, в скольких странах работали, сколько проектов воплотили в жизнь", – рассказывает Ибрагимова.

Сама же Яна – пропагандист современного стиля менеджмента и считает, что при создании интеллектуального продукта единственный принцип работы – самомотивация. "Я сверхмотивированный человек, но я мотивирована страхом. У меня очень интеллектуальная семья, далекая от денег, и я всегда боялась, что не смогу прожить ту жизнь, которую себе представляю. При моем интересе к жизни я боялась не поиграть в большую игру". Поэтому Яна начала работать в 16 лет – официанткой: "Мне казалось, что это – вершина карьеры". Позже выяснилось, что у ее карьеры совсем другие вершины.

В семье Яны "книги всегда были важнее денег", поэтому жизни без литературы она не представляет и в прошлом
году участвовала в создании первой частной библиотеки BOtaN. "Интеллектуальная прослойка в Украине постоянно удивляет, – говорит Ибрагимова. – Каждый раз, создавая что-то новое, опасаюсь: возможно, общество еще не готово, возможно, недостаточно прогрессивно, развито. И всякий раз интеллектуальный продукт оказывается востребованным".

Ника Селега

Превратила детскую библиотеку в прогрессивное место развития и творчества

У Ники Селеги в школе публичного выступления "Аристотель " берет уроки добрая часть светского Киева. Но уважаемого ремесла Нике показалось мало, и два года назад она взялась за амбициозный проект, решив создать детскую библиотеку нового типа. "Библиотека – единственное публичное пространство, где люди получают бесплатные услуги. Однако верить, что дети будут приходить туда за книгами, наивно, – считает Ника. – Библиотека должна стать местом, где им помогут обнаружить и раскрыть таланты. И если пространство будет устроено так комфортно, что ребенок потянется к книге, – сверхзадача достигнута". Кроме реорганизации пространства, Ника планирует устроить в библиотеке систему образовательного досуга – от изучения иностранных языков до лекций о космосе.

Визуализацию мечты Ника вместе с подругой Дарьей Диегуц (сейчас спецкор телеканала "Украина" в Вашингтоне) начала с Центральной детской библиотеки имени Тараса Шевченко на проспекте Победы, сотрудников которой как прогрессивно мыслящих Нике рекомендовала издатель Дана Павлычко. Селега подключила знакомых архитекторов из бюро Zotov & Co и дизайнеров – бывших сотрудников рекламного Banda Agency: на чистом энтузиазме они помогли создать проект реконструкции и ребрендинга библиотеки. Ника приводила друзей, чтобы показать им советские мозаики на соседних зданиях, и мечтала о том, как на крыше можно будет устраивать литературные чтения.

Однако без согласия чиновников начинать революцию в государственном учреждении было невозможно. О том, как год в КМДА переносили презентацию проекта, Ника вспоминать не любит. Но сработало сарафанное радио, и депутат Киеврады от фракции "Об’єднання Самопоміч" Людмила Березницкая узнала о социальном хобби Селеги, и теперь они вместе реанимируют библиотеку имени Некрасова (до декоммунизации – Вали Котика) на Подоле. Перемены начались с внешности: вывеска, фирменный стиль, новый профиль в соцсетях, – чтобы окончательно сдуть пыль с имиджа библиотеки.

"Полезные взрослые – те, которые помогают детям даже в игре научиться чему-то новому"

"Нужно поднять с детьми проблему ответственности и безалаберности" – Ника записывает спонтанную мысль в блокнот и параллельно обдумывает ответ на мой вопрос, зачем она вообще занялась библиотекой.

"Я делаю это потому, что хочу жить в своей стране. Каждый человек отвечает за свои действия. Они должны быть полезны для мира, в котором мы живем. И обязательно все должно делаться с любовью", – объясняет Ника. "Польза" – слово, которое она повторяет очень часто. Полезные взрослые – те, которые помогают детям даже в игре научиться чему-то новому. Полезные миру – те, которые мыслят масштабно: "Очень просто и понятно жить ради себя. Но счастья в этом лично для меня нет никакого".

Ради своего счастья Ника ведет бесплатные семинары по риторике для студентов Киево-Могилянской академии. Запустила сайт "бабушки-дедушки" с оптимистичными рассказами о пенсионерах – чтобы показать, что "старость – это не страшно". Помогает продвижению "Музея Ивана Гончара".

Впрочем, увлечение музеем народной культуры – это эмоции. Ника третий год учится аутентичному пению у солиста ансамбля "Божичі", собирает традиционную народную одежду и устраивает для друзей этнопоездки выходного дня по неизведанным местам Украины: "Это духовно самая близкая мне тема. Смотрю, вдыхаю, пою – всегда на грани слёз".

Женя Кулеба


Создала общественную организацию "Город-сад", обустраивает скверы и парки

"Я тебя загуглил. Делаешь крутые вещи", – мэр Копенгагена Франк Йенсен пожал руку Жене Кулебе на официальном приеме в Барселоне. В качестве жены посла – представителя Украины при Совете Европы Дмитрия Кулебы – ей не впервой обмениваться рукопожатиями на официальных приемах. Но в этот раз руку ей жали не за это. И даже не за то, что, будучи женой посла, она носит вещи исключительно украинских дизайнеров. До переезда в Страсбург Женя проконсультировалась с главой оргкомитета UFW Ириной Данилевской и честно заполнила гардероб вещами известных и начинающих украинских брендов – LAKE, PRZHONSKAYA, Poustovit, Yana Chervinska, DZHUS, LARA QUINT и RCR Khomenko.

Курируемый Женей проект сквера Небесной Сотни получил награду в Барселоне на важном урбанистическом конкурсе European Prize for Urban Public Space: сквер был признан одним из лучших общественных пространств Европы. Мэр Копенгагена в прошлом привлекал внимание общественности к социальным проблемам яркими акциями, и сейчас ему было интересно, как живется общественным активистам в Украине. "Им вообще интересен наш опыт, когда социальные проекты создаются силами общества, а не чиновников", – рассказывает Женя.

Женя Кулеба – основательница гражданской инициативы "Город-сад", титульным проектом которой стал сквер Небесной Сотни на Михайловской улице. Парк возник на месте свалки, которая осталась в результате незавершенного строительства. "Это не классический проект. Это реализованная идея, которая заряжает", – говорит Женя, называющая в соцсетях менеджеров проекта "СКВЕРными".

Проект сквера Небесной Сотни Жени Кулебы был признан одним из лучших общественных пространств Европы

К примеру, саженцы здешних фруктовых деревьев – это подарок жительницы Каменца-Подольского: она прислала их после того, как по телевидению увидела сюжет о первом "СКВЕРном" субботнике 1 марта 2014 года. Сквер – объединяющее звено с другой героиней проекта – Зоей Литвин, основательницей Новопечерской школы. Ее ученики собирали деньги на создание мурала в сквере – портрета героя Небесной Сотни Сергея Нигояна авторства португальского граффити-художника Vhils.

Однако некоторые истории, связанные с деятельностью Кулебы, напоминают детективные. Социальная активность привела Женю на выборы главного архитектора Киева. Там она узнала о проекте будущего паркинга под Михайловской площадью – и в кабинете Александра Спасибко, заместителя председателя Киевской городской государственной администрации, тайно сняла на телефон планы будущей постройки. Затем развернула масштабную промокампанию по защите Михайловской площади, в которую вовлеклись жители города, лидеры мнений и чиновники. В это время неизвестные подожгли дом с квартирой семьи Кулебы, а самой Жене звонили с угрозами. Но результат того стоил. "Видишь, отстояли площадь, – сказал мне недавно министр иностранных дел Павел Климкин. – Каждый уверен, что отстоял площадь, и это прекрасно. Чистой воды гражданское общество", – рассказывает Женя.

Теперь методы со "СКВЕРных" Женя сменила на "шелковые". Команду организации "Город-сад" позвали реанимировать городской парк культуры и отдыха "Шелковичный" в Славянске. Для привлечения внимания к проекту Женя вместе с дизайнером Ясей Хоменко выпустила под акцию коллекцию рубашек. Они сделаны из старых белых хлопковых рубах и украшены надписью #ШОВК на кармане. Мэр Славянска Вадим Лях повесил такую в своем кабинете в "красный угол", а "Город-сад" налаживает контакты с местными жителями. К примеру, делает первый в Украине "Клуб друзей парка": на пожертвования жителей для парка приобрели лавки, которые дополнили табличками с именами доноров проекта, и высадили цветы.

"Когда в июне мы делали презентацию будущего парка, директор плакал: не верил, что это происходит, – вспоминает Женя. – Работа над "Шелковичным" убедила меня, что всем людям нужно одно: понимать, что до них есть дело. Что кто-то может пообещать и сделать. Так начинаешь физически ощущать, как у людей появляется вера в хорошее".

Фото: Vasilina Vrublevskaya

Стиль: Julie Pelipas, Sonya Kvasha

Прически: Marina Slavova, Iris Onufriienko, Svetlana Kuzmichova

Макияж: Svetlana Kuzmichova

Популярне на VOGUE