Режиссер Павел Кильдау — о съемках документального фильма "ЦУМ 80"

ЦУМ подготовил прекрасный подарок всем, кто любит моду, архитектуру и Киев, документальный фильм "ЦУМ 80", посвященный юбилею знаменитого киевского универмага. О том, как создавалась лента, рассказал ее режиссер Павел Кильдау.

imageПавел Кильдау

1 мая 1939 года на Крещатике открылся ЦУМ — события ждал весь город. Для Киева того времени это было строительство номер один: первый киевский небоскреб, семь этажей, роскошные мраморные лестницы внутри... За 80 лет ЦУМ многое пережил: войну и революции, две реконструкции, но и сегодня остается большой любовью киевлян, одним из самых важных зданий столицы, ее символом.

Кадр из фильма

В значимость истории ЦУМ погружаешься с первых кадров, снятых режиссером Павлом Кильдау. Во-первых, это очень увлекательный фильм – архивные кадры старого Киева и воспоминания героев чередуются сюжетами о современной жизни ЦУМ. Во-вторых, это красивое, эстетичное кино – Павел специализируется на фешн-историях и в документальный фильм об универмаге привнес то, что называют "глянцевым блеском". В-третьих, это кино, которое нужно показывать в прокате по всей стране, – так много оно может рассказать о нашей истории и настоящем.

Кадр из фильма


Идея фильма родилась в феврале 2019 года, когда по случаю юбилея универмага команда решила воссоздать одну из его витрин середины 1960-х годов. Именно тогда нашли архивные снимки и воспоминания бывших сотрудников. Прикоснувшись к истории, команда захотела отразить найденные материалы в живом, мультимедийном формате. Партнером проекта стала Visa, а в режиссерском кресле по итогам тендера оказался Павел Кильдау – молодой украинский режиссер, в портфолио которого видеокампейны для ЦУМ, фильмы для украинского Vogue, клипы для группы Cape Cod и "Скрябин", а также полнометражный игровой фильм "Коктейль Молотова".

Съемки фильма

Чтобы поговорить о съемках фильма, мы с Пашей созваниваемся в мессенджере – режиссер находится в Лос-Анджелесе, куда, по его словам, "отправился за вдохновением". Работа над фильмом "ЦУМ 80" заняла у Паши полгода. "Я с самого начала знал, что не хочу снимать корпоративное кино, стандартную "документалку". Наш фильм – коктейль жанров и форматов, и в этом, мне кажется, его сила. Здесь есть элементы документального, игрового, фешн-кино; есть мощный пласт интервью-монологов". В разговоре Паша, который любит моду и часто работает с брендами и моделями (например, в его портфолио есть видео с моделью Алиной Байковой для украинского Vogue), апеллирует к терминам модной индустрии и признается: весь фильм буквально пронизан фешн-нитями. Например, абсолютно в стилистике кампейнов Chanel (лаконичные черно-белые кадры с акцентом на портрет) сняты интервью с героями фильма – людьми, которые помнят историю ЦУМ и которые пересекались с универмагом в своей профессиональной жизни. Это телеведущая Татьяна Цымбал, писатель Станислав Цалик, театровед Борис Курицын, историк моды Галина Кокорина, народный артист Украины Григорий Чапкис, а также те, кто связан с ЦУМ сейчас, – дизайнеры Антон и Ксения Шнайдер, Руслан Багинский, генеральный директор ЦУМ Евгений Мамай.

После войны обычные люди, никак не связанные с ЦУМ, приходили на Крещатик, чтобы разгребать завалы и помогать восстанавливать универмаг. Это не просто здание, это культурный феномен

Весь фильм построен на сочетании архивных кадров и современной истории. Этот прием для Павла Кильдау был принципиально важным. "Я с самого начала знал, что фильм на 50 процентов должен состоять из архивной истории. Это не локальное кино, это фильм, который наверняка будут показывать на фестивалях, а для того, чтобы он был интересен международной аудитории, нам нужно было показать величие ЦУМ и его историю. Это самое известное здание Киева – тут нельзя было снимать по шаблону или ограничиться взглядом только на современность. Представьте: после войны обычные люди, никак не связанные с ЦУМ, приходили на Крещатик, чтобы разгребать завалы и помогать восстанавливать универмаг. Это не просто здание, это культурный феномен, так что архивные кадры позволили нам посмотреть на ЦУМ более глубоко и объемно".

Так шла работа над фильмом в киноархиве

Для того, чтобы добиться уникальности и новизны, Кильдау обратился к истории – той, что нет в интернете, шутит режиссер. Для этого он вместе с командой почти на месяц "поселился" в Центральном государственном кинофотофонархиве Украины имени Г.С. Пшеничного. "Это был уникальный для меня опыт – прикоснуться к историческим материалам, которых нет в свободном доступе. Мы отсматривали фильмы в архиве по 10 часов в день, и так несколько недель подряд. Но процесс был непростой: как вы понимаете, фильмов исключительно про ЦУМ в архивах почти нет, поэтому мы смотрели практически все, что было снято в Киеве в середине века, а это сотни фильмов и роликов, и выискивали в них кадры или сюжеты о ЦУМ. Я впервые в жизни работал в киноархиве: это похоже на погружение в семейный архив, найденный на чердаке, ты словно соприкасаешься с сокровищем, которого никто до тебя не видел".

Для широкой аудитории самой интересной частью фильма наверняка будут интервью. Вот историк Станислав Цалик рассказывает, как в 1939 году киевлян поразил в ЦУМ даже не выбор одежды и аксессуаров, а лифты – на тот момент большинство киевлян никогда не ездили на лифте. Цалик вспоминает, как уже позже, в начале 1970-х, приходил после школы в ЦУМ, чтобы покататься на эскалаторе, – пока там не появилась строгая сотрудница, которая гоняла детей. Телеведущая Татьяна Цымбал вспоминает, что ЦУМ был палочкой-выручалочкой, где в специальном отделе ведущие телевидения могли подобрать самые красивые наряды, менять которые в кадре им предписывалось пять дней в неделю; а на модные показы в ЦУМ нужно было покупать билеты, как в кино. В ЦУМ одевались главные модники Киева, говорит историк моды Галина Кокорина и рассказывает о секретном пятом этаже, где находился элитарный отдел, куда попасть могли только вип-клиенты.

"Для меня наш фильм, в первую очередь, — кино о моде", – продолжает эту мысль Паша Кильдау. "Когда мы с командой засели в архиве, с удивлением обнаружили, что в советские годы снимали настоящие фешн-фильмы. В Союзе их заказывали иностранные клиенты. Эти фильмы по-своему красивые, и о них мало кто знает. Многие съемки проходили в ЦУМ, где на первом этаже среди строгих колонн проходили модные показы".

Павел Кильдау

Вторая часть фильма, по словам Кильдау, повествует о современной жизни ЦУМ, открывшегося в 2016 году после реконструкции. В этой части можно понаблюдать за работой баинг-директора Ольги Чайки на выставке Pitti Uomo во Флоренции; узнать, как проходила съемка рекламной кампании ЦУМ в Карпатах; увидеть, чем живет универмаг сегодня – как на крыше проходят занятия йогой и джазовые концерты. "Наш фильм — это не просто историческое кино, это словно семейный альбом или любимая пластинка, которую ты слушаешь снова и снова. К тому же, ЦУМ оказался очень лояльным клиентом. Возможно, сначала они даже побаивались моих нестандартных идей (смеетсяприм. авт.), но при этом дали мне полную творческую свободу, позволили рисковать и экспериментировать. Над лентой я работал с самыми сильными специалистами в Украине. Продюсер Пат Кузнецова, сценарист Ярослав Коротков, оператор Евгений Кирей, режиссёр монтажа Саша Недбаев, стилист Маша Сивякова. Их энергия была важна для моего фильма".

Паша говорит: я бы хотел, чтобы фильм посмотрело как можно больше людей по всему миру. Прямо сейчас его можно увидеть на сайте Vogue.ua и на YouTube канале ЦУМ Киев

Фото: Саша Маликов

Текст: Дарья Слободяник

Популярне на VOGUE