Тренд: платье-рубашка
Dior
Новая идея в этой тенденции – на основе платья, напоминающего нательную сорочку, создавать элегантные образы. Самый яркий пример – в коллекции Рафа Симонса для Dior. В ней много платьев-сорочек свободного кроя из тончайшего хрустящего белого хлопка. Есть модели с воротником-стойкой, будто взятым от платьев Викторианской эпохи, и округлым воротом с деликатной вышивкой, при близком рассмотрении оказавшейся китайскими бутонами или пикселизированными цветочными принтами, и с однотонной мережкой – традиционно на подоле или рукавах и неожиданно на лопатках. Все сорочки сочетаются с элегантными плетеными сапогами из кожи и форменными дамскими сумочками Diorama или Miss Dior.
Эти сорочки – очередной пример того, как виртуозно Раф Симонс находит малоизвестное наследие Кристиана Диора и по-новому его преподносит. В 1957 году Диор представил коллекцию платьев-сорочек, которые сильно отличались от формальных и чопорных силуэтов new look с пышной юбкой и туго стянутой талией, напоминавших о корсетах его матери. В том же сезоне Кристобаль Баленсиага, мастер сложно скроенных вещей архитектурной конструкции, показал неожиданную коллекцию платьев из тончайшей буклированной шерсти. Их представили как "шемизе" – прямо указывая, что происходят они от нательной бельевой рубашки. Ее в разных ракурсах можно увидеть на полотнах многих мастеров – начиная с картин эпохи Ренессанса и заканчивая портретами Марии-Антуанетты, которая заигрывала с идеями простой жизни Руссо и, вдохновившись ночной сорочкой, придумала фасон платья chemise à la reine из слоев белоснежного хлопка.
Chloé
Новинку, представленную главными модельерами 50-х, недоброжелатели окрестили "мешком". Однако через пять лет такой крой и неформальный фасон прочно вошли в моду и стали понятны всем.
Со временем шемизе избавились от ассоциаций с бельем даже в названии. Их стали называть платьями-рубашками, и никому в голову не придет упрекнуть тех, кто их носит, в раздетости или неприличии. Более того, сейчас появляется множество вариаций этой вещи, доказательства – в коллекциях весна-лето – 2015.
Декадентские Lanvin, скроенные из шелка по косой, легко представить на коктейле и даже на красной дорожке. Платья и сорочки пижамного стиля Stella McCartney дополняют образ самодостаточной девушки, которая любит комфорт и элегантность. Платья-рубашки из хрустящего коттона Valentino уместны даже на официальном дневном мероприятии. Платья Christophe Lemaire, напоминающие рабочие блузы, – идеальный летний дресс-код для офиса, а рубахи Chloé в стиле сафари – основа элегантного гардероба в духе 70-х.
Тему сорочки развивают и украинские дизайнеры. В туниках из шелка в духе роскошных дезабилье Artem Klimchuk девушки охотно появляются на светских мероприятиях. Платья в пол и свободные сорочки с вышивкой или аппликацией в коллекции Karavay продолжают курс дизайнера на "праздничность и женственность". Лилия Пустовит постоянно обыгрывает рубашки в своих коллекциях, сделав их основой собственного стиля и заодно неотъемлемой частью гардероба модных украинок. В этом сезоне она представила двуцветные платья-рубашки со складками-защипами.
Fashion-директор австралийского Vogue Кристин Сентенера на Неделе моды в Париже, 2015
Thakoon Addition
Иной взгляд на универсальность таких вещей у экспертов по истории костюма. "Надеть винтажную сорочку просто с поясом – это как бы красиво, но вообще это все равно что выйти в трусах и лифчике на улицу", – говорит Мария Квитка, научный сотрудник Национального центра народной культуры "Музей Ивана Гончара". На последней Ukrainian Fashion Week она курировала показ "Витоки", где представила наряды в стилистике каждого региона Украины, хранящиеся в архивах музея. "Когда мы делали "Витоки", хотелось показать, как правильно носить традиционную сорочку – в комплекте с прочим набором вещей, плахтой и поясом, украшениями и головным убором. Это сложно, но возможно". "Каждая вещь и деталь имела свое значение, – подключается к разговору Юрий Мельничук, заместитель директора по научно-фондовой работе музея и руководитель Центра украинской вышивки и костюма "Орияна". – К примеру, венки носили обрученные девушки, а свободные могли надеть только ленты и украсить себя цветами. Это был важный социальный маркер".
Увы или ура, но в моде важны не традиции, а стиль и образ, умение играть с мотивами и делать комфортные вещи, понятные и без энциклопедических знаний. Такие, как платья-рубахи Vyshyvanka by Vita Kin, в крое и декоре которых переплетаются разнообразные этновлияния. Это не заявка на дотошную реконструкцию, а меткий стилистический прием, сделавший эту вещь главной украинской сенсацией на недавней Неделе моды в Париже.
BCBG Max Azria
Poustovit