Белая графиня: модная жизнь Моны фон Бисмарк
119 лет назад родилась Мона фон Бисмарк – одна из самых элегантных женщин ХХ века, которая на протяжении нескольких десятилетий демонстрировала публике свой непревзойденный вкус и восхищала своими образами не только обывателей, но и именитых дизайнеров.
Мона фон Бисмарк, в девичестве Стрэйдер, родилась в 1897 году в небогатой семье в американском штате Кентукки. Красавица из небольшого городка Луисвилль быстро поняла, что провинциальная жизнь не для нее и отправилась покорять Нью-Йорк. Девушка практически сразу вышла замуж, потом еще раз и еще – за всю жизнь она сменила пять мужей, в результате став графиней Бисмарк. В этом статусе она пробыла только 17 лет, но мир запомнил ее именно так.
Мону фон Бисмарк называли белой графиней за ее любовь к этому цвету, чистым линиям и лаконичному крою, особенно после знакомства с одним из величайших дизайнеров в истории моды Кристобалем Баленсиагой. Однако неподдельный интерес к моде она проявляла еще в юности. В начале своего жизненного пути она даже открыла вместе с подругой небольшой магазин в Нью-Йорке, в котором продавала одежду собственного авторства, но этот этап длился недолго. Вскоре Мона вышла замуж за одного из самых богатых людей США Харрисона Уильямса и сама стала клиенткой главных модных Домов.
Решающим в модной жизни Моны фон Бисмарк стал 1933 год. Синдикат парижских модных Домов, в который входили такие гиганты как Chanel, Lanvin и Vionnet, назвал ее самой модной женщиной в мире. Бисмарк, в то время миссис Уильямс, стала первой американкой, удостоенной этой чести. Этой славе всячески способствовал американский Vogue, который часто освещал светскую жизнь миллионерши. В обществе даже ходили шутки, что Мона Уильямс – идеальный проект главного редактора издания Дианы Вриланд и фотографа Сесила Битона. Однако ее образ вдохновлял не только мир глянца, в 1943 году художник Сальвадор Дали написал ее портрет в свойственной ему сюрреалистичной манере.
По фотографиям Моны фон Бисмарк разных лет можно смело изучать историю моды прошлого века. В двадцатых она носила свободные платья и украшала голову широкими лентами, как это делали девушки-флэппер, в тридцатых ее стиль стал строже и роскошнее одновременно – ее часто можно было увидеть в мехах и расшитых платьях нежных оттенков. Цвета она не боялась никогда и даже господствующий в то время фирменный стиль Chanel с его тягой к черному не мог повлиять на выбор Моны. На светских раутах она подтверждала свое прозвище "белая графиня" и выбирала лишь самые светлые тона.
Повлиял на нее другой дизайнер – испанец Кристобаль Баленсиага, наряды которого в гардеробе Бисмарк исчислялись сотнями. Его работа с объемами, тонкое чувство пропорций и игнорирование всего лишнего невероятно подошли хрупкой американке с длинной шеей и тончайшими пальцами. На одной из самых легендарных фотографий Бисмарк – в белоснежном вечернем плаще Balenciaga – она похожа на девушек с картин Ватто. Именно эти кадры Сесила Битона можно назвать определяющими для стиля графини.
Ее любовь к творчеству Кристобаля Баленсиаги была всепоглощающей. Поговаривают, что после одной из поездок, в которой Бисмарк потеряла практически весь свой багаж, она заказала у дизайнера 150 платьев, а после того как испанец закрыл свой модный Дом, плакала у себя в особняке на острове Капри целых три дня.
Бисмарк – обладательница одного из самых внушительных гардеробов ХХ века. По слухам, любое кутюрное платье она заказывала в трех экземплярах, каждый из которых хранился в ее домах в разных концах света. "Я должна быть уверенна, что если я захочу надеть то или иное платье – оно всегда будет рядом", – безапелляционно заявляла она.
После своей смерти Бисмарк передала практически весь гардероб в свой именной фонд, а многие наряды и сейчас находятся в частной коллекции еще одной легенды мира моды Юбера де Живанши. Именно его клиенткой стала графиня после ухода Баленсиаги из бизнеса, но в душе всегда оставалась верна только одному кутюрье.