Современная музыка для Влада Троицкого, инженера по первому образованию и театрального режиссера – по второму, поле родное. В начале 2000-х он устраивал перформансы с фолк-группами "Божичі" и "Древо". В 2004 году основал группу "ДахаБраха" – один из самых успешных украинских коллективов в мире, доказательство чему – восхищенные рецензии The Guardian, Le Monde и NY Times. В конце 2012 года в стенах театра "ДАХ" родился еще один музыкальный проект Троицкого – харизматичное и темпераментное фрик-кабаре Dakh daughters. Спустя некоторое время Троицкий впервые в жизни поставил в Будапеште оперу – "Мертвый город" на музыку австрийца Эриха Корнгольда, с хором, солистами и большим симфоническим оркестром на 100 человек. А позже понял, что к жанру новой оперы, с которой сегодня работают ведущие режиссеры в Берлине, Мюнхене, Лондоне, Париже и Нью-Йорке, готовы и в Украине.
О музыке
Премьера "Кориолана", на сегодняшний день самого амбициозного и крупного проекта Троицкого, пройдет в Центре культуры и искусств Киевского политехничего института, но репетируют спектакль в театре "ДАХ" – маленьком уютном помещении, заполненном костюмами, реквизитом и музыкальными инструментами. Музыка "Кориолана" ритмичная и эклектичная. На репетиции звучит виолончель, барабаны, электроника и чистейший оперный вокал харизматичной киевской певицы Марьяны Головко, на фоне которого актер Антон Литвинов речитативом читает драматичный монолог Кориолана. С первых минут ритм захватывает и заставляет несознательно покачиваться в такт. Такая бессознательная реакция – самая правильная: зачастую современная опера предполагает куда большее соучастие в ней слушателя и зрителя, чем традиционный оперный спектакль. Троицкий дальновиден: он пригласил на премьеру продюсеров из Франции, Австрии и Польши, и планирует в следующем году показать "Кориолана" на больших сценах не только Украины, но и Европы. Но в нашей стране у "Кориолана" особенно важная миссия: "Будем создавать прецеденты мейнстримовских культурных проектов на негосударственных площадках".
В театре "ДАХ"
Ответ на вполне логичный вопрос "кто автор оперы?" непрост: музыку режиссер Троицкий и музыканты пишут все вместе, на репетициях и вне их. Получается эмоционально. Троицкий этого и добивается: "Я хотел толкнуть ребят на путь не исполнения, но созидания. Мне нужно, чтобы они стали креаторами: чтобы присвоили материал, чтобы проект стал для них по-настоящему родным". Троицкий называет это технологией пробуждения художника и говорит, что так удается куда быстрее достигнуть сильных результатов.
Сюжет шекспировского "Кориолана", написанного в 17 веке на основе биографии римского вождя Гая Марция Кориолана, полон политических интриг и, по мнению Троицкого, особенно резонирует с современной Украиной. Что такое герой, насколько с ним удобно обществу, и ему самому – для Троицкого это главный повод для размышлений в спектакле. "В каждом из нас есть герой, которого мы безжалостно убиваем своим конформизмом. Но благодаря Майдану героическое в Украине проснулось. Как героическое борется с рабским – этому конфликту посвящена наша опера".
Влад Троицкий
Что такое новая опера
Влад Троицкий, в чьих спектаклях в конце 80-х играл Олег Скрипка, его друг и однокурсник по КПИ, совсем не относится к тем, кто презирает традицию. Напротив, Троицкий, который одним из своих учителей называет легенду украинского психологического театра Владимира Оглоблина, традицию уважает, и поэтому понимает, как важно украинскому театру с его мощной историей идти вперед, отзываясь на потребности времени и современного человека. "Кориолан", согласно амбициям режиссера, и должен стать по-настоящему актуальным проектом. "В 18 веке опера была популярным жанром, место силы, местом тусовки. Сегодня, к сожалению, классическая опера из-за своей порой архаичной, иногда бутафорской формы, потеряла часть зрителя, особенно молодого. Скорость мышления современного человека куда выше, чем того, кто жил в 18 веке. Поэтому говорить с нами нынешними нужно на нашем языке. Так что я определяю для себя новую оперу очень просто: это разговор с современной образованной публикой на ее языке. А моя задача как режиссера – чтобы публика попала во внутрь ткани спектакля, чтобы эмоционально она оказалась вместе с нами, чтобы "Кориолан" стал нашим совместным путешествием"
В театре "ДАХ"