Отцы и дети: Илья и Саша Чичкан о глянцевых журналах, таланте и совместной выставке
До Нового года в киевской галерее "Золотое сечение" работает выставка Ильи и Саши Чичкан "Psychodarwinism / Back to the Roods". Центральная часть выставки – огромные, сюрреалистичные коллажи, которые Саша Чичкан вырезает из глянцевых журналов. Vogue.ua поговорил с семейством Чичкан о том, зачем они дают глянцевым журналам новую жизнь, и об отношениях отцов и детей.
Событие почти историческое: известный художник Илья Чичкан и его 29-тилетняя дочь Саша дают первое совместное интервью. Дело происходит на Воздвиженке, в мастерской Ильи: Саша опаздывает, Илья готовит кофе. Пока суть да дело, мы с Ильей говорим о Саше. Илья Чичкан известен своим эксцентричным поведением: на вернисажах и вечеринках он дурачится, шумит и много танцует. Саша Чичкан – полная противоположность отцу: на открытии собственных выставок она обычно стоит в углу, или вообще уходит с друзьями на улицу. Работы Саши хорошо продаются на аукционах и активно выставляются в галереях, но Саша – антипубличный художник.
"А я ее позорю" , – шутит Илья. Чичкан имеет в виду, что к излишней публичности отца дочь относится скептично. "Саша как Бэнкси – хочет оставаться инкогнито", – говорит Илья. "Молодые художники последних лет десяти подхватили эти анархистсккие настроения, заданные Бэнкси – им не нравится тусоваться. Бэнкси их всех испортил".
"Psychodarwinism / Back to the Roods" – не первая совместная выставка отца и дочери. У них вообще удачный тандем: Илья рисует большие полотна со своими знаменитыми обезьянами, а Саша изображает обезьян посредством коллажа – да такого, что диву даешься. В ее коллажах – десятки тысяч кусочков, вырезанных из журналов, а в собранном виде коллаж производит впечатление тонкой, изящной работы. Почему именно журналы стали Сашиным материалом? Саша говорит, что не любит глянец и считает его сиюминутным, поэтому ее коллажи – способ дать ему новую жизнь в искусстве.
"Однажды Саша пришла ко мне и сказала: "Деревья умирают, превращаясь в глянец. Давай дадим им новую жизнь, – обьясняет Илья. – И начала вырезать из Мадонн и всяких там Скарлетт Йоханссон обезьян и делать коллажи. Жалко , чтобы природа превращалась в макулатуру. А так, благодаря Саше она превращается в искусство!"
Заходит Саша. Первым делом хватается за печенье. Говорит, интервью не дает, журналистов не любит. Для Vogue почему-то сделала исключение.
– Саша, как ты начала делать коллажи?
Давид заставил ( художник Давид Чичкан – брат Саши – прим. автора). Мне Давид сказал, чтобы я все уничтожила, весь этот глянец. Он же анархист – он против всех.
- То есть у тебя дома совершенно случайно оказалась стопка глянцевых журналов?
Илья Чичкан: Нет. У Давида! (смеются)
– Илья, вы не делаете коллажи?
Илья: Ты что, у меня руки трясутся.
Саша: Папа помогает.
Илья: На самом деле, коллажи у Саши мощные. Это очень талантливая работа. На последнем аукционе, который провела в ЦУМе Людмила Березницкая, ее "Брежнева" забрали (Илья имеет в виду коллаж Саши "Брежнев").
– Сколько времени у тебя заняло создание коллажей?
Илья: И я, кстати, хотел спросить: что ты принимаешь – прозак, валиум? Что там еще у тебя в аптечке?.. (смеется)
Саша: На создание одного коллажа уходит примерно месяц. Там по 15 тысяч кусочков в одном коллаже. А в некоторых по 50 тысяч.
Илья: Ты посчитала? Серьезно?
- Vogue есть в этих коллажах? Попадается?
Саша: Еще как!
– Илья, вы учили Сашу живописи?
Илья: Я не помню. Не заставлял точно.
Саша: Я "богоматерей" маме красила. Помогала. Забыл? Я была в третьем классе. То есть техническую работу я начала делать довольно рано.
- Детский труд?!
Илья: Рабский!.
Илья: Если серьезно, я считаю, бесполезно учить ребенка рисовать – так можно только карму себе попортить. Если оно заложено – оно прорвется. Навязывать бессмысленно.
- Илья, а вам было бы обидно, если бы ваши дети не стали художниками?
Нет, я за свободу. Но видишь как получилось – проросло. Все дело в нашем деде Илье Чичкане – он был очень сильным художником. Гены!
- А есть ревность к работам друг друга? К вниманию? К тому, к кому больше гостей пришло на вернисаж.
Илья: Нет, мы не конкуренты. Сашу этот вопрос еще не интересует, а меня – уже нет.
- Саша, твой папа говорит, что ты совсем не публична.
Саша: Нет, я больше люблю втихаря выращивать траву.
- До твоего прихода мы как раз говорили о том, что как ведет себя Илья, уже не модно вести себя на вечеринках. Шумно, громко.
Саша: Так что, я моднее получается?
Да.
Илья: Видишь, как тебе повезло.
Илья: Саша, почему на выставке ты всегда где-то прячешься, уходишь на улицу?
Саша: Ну а что делать в галерее? На улице приятнее.
Илья: Вообще, выставки нужно проводить не в галереях, а на Андреевском спуске. В следующий раз мы так и сделаем.
- Почему у нас в Киеве любой вернисаж превращается в тусовку?
Илья: Увлеченных искусством минимум. Остальные просто социальны, и в этом нет греха. К тому же, так сложно разобраться в своих отношениях с современным искусством. Я сам иногда смотрю на каляки-маляки, Баския, например, и думаю – блин, ну не умел рисовать. Или умел? А может, это меня социум уже задавил? Может, и не художник он вовсе? Но ты же в Гуггенхайме – тут не может висеть плохое искусство.
Мне нравится то, что делает Саша, потому что оно рукотворно. Это и есть труд художника, потому что ты видишь работочасы – сколько времени затрачено на эту работу. Моя жена, например, (художница Маша Шубина – прим.авт) любит старинные вышиванки – она их красит, тюнингует. За этим есть история: я вижу, сколько жизни и труда стоит за каждой конкретной вышиванкой.
Саша: Спасибо
Илья: Саша, сколько часов максимум ты можешь вырезать?
Саша: Максимум – больше 60-ти часов. Трое суток.
- Илья, у вас так было, чтобы вы трое суток...
Илья: (перебивая, смеется) Тусили? Было дело.
Писали...
Илья: Нет, я больше 6 часов не работаю.
- Саша, тебе важно, хорошо ли продаются твои работы? Ты вообще следишь за рынком?
Илья: Продать знакому мне олигарху мою же работу и наварить на этом 50 процентов – это не рынок, это комедия.
- У вас в семье все художники: Илья и его жена Маша, и вы с Давидом. А кто у вас самый талантливый в семье?
Илья: Давид.
Саша молча кивает.
Илья: Потому что он без тормозов. Свободный.
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Мария Павлюк
Читайте также:
5 главных театральных премьер этой зимы
Итоги Art Basel Miami: 5 художниц, за которыми стоит следить