Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

Что нужно знать о выставке Сони Делоне

15 ноября 2019

В арт-пространстве Set открылась выставка "Ритм цвета", посвященная Соне Делоне. Помимо Сони, ее участники – украинские художницы Маша Рева, Оксана Левченя, Яся Хоменко и Леся Хоменко, Алена Науменко, архитектор Флориан Юрьев и Ева Толуа. Вместе с художницами и куратором выставки Катей Тейлор vogue.ua разбирался, почему нам важно знать Соню Делоне.

Работа Алены Науменко

Соня Делоне прожила счастливую жизнь и была невероятна успешна. Чтобы рассказать об этом, обращения к ее биографии не избежать. Она родилась в Одессе и провела детство в Украине, но уже в 20 лет (это был 1905 год) переехала в Париж. В Европе художница сделала головокружительную карьеру: оформляла балеты для Сергея Дягилева, руководила собственным модным ателье (в 1925 год иллюстрация с ее платьем появилась на обложке британского Vogue), значительно повлияла на развитие ар-деко; делала иллюстрации для книг, разрабатывала принты для тканей, работала над скульптурой и керамикой.

Соня Делоне

На выставке, которую придумала куратор Катя Тейлор и команда агентства Port.agency, представлены две работы Сони Делоне из коллекции Национального художественного музея Украины, письма и рисунки из частных коллекций (один из самых активных украинских коллекционеров Делоне – Евгений Деменок), плакаты, книги. Партнер выставки – Французский институт в Украине. Его президент Натали Берас говорит: поражена тем, какую исследовательскую работу проделала куратор Катя Тейлор. В первую очередь это касается биографии, которую можно прочесть на плакатах в галерее. Биография художника редко становится отдельным экспонатом выставки и заслуживает такого пристального внимания, но в случае с Делоне это закономерно: в Украине ее не знают.  «Соня Делоне – рок-звезда во Франции, – говорит Катя Тейлор. – Она очень популярна среди коллекционеров, ее архив находится в центре Помпиду, но здесь ее никто не знает. Весной 2019 года мы делали ее выставку в одесской галерее Invogue. Я давала много интервью, тогда меня и поразило, что журналисты говорили: мы никогда не слышали об этой художнице. Так что Соню Делоне нужно открывать Украине».

Катя Тейлор

В биографии Делоне много несостыковок, разобраться с которыми помогает выставка. Самый простой пример – место ее рождения. В английской Википедии значится город Градижск в Полтавской области, в украинской – Одесса. На мой вопрос, где же правда, Катя Тейлор уверенно говорит: Одесса. «У нас не просто версия, у нас историческая правда. Мы видели копии книги раввината, в которой указано, что Сара (настоящее имя Делоне) родилась в 1885 году в Одессе, более того, есть копии свидетельства о рождении, и мы покажем его на выставке».

Эскизы Сони Делоне к балету Дягилева "Клеопатра"

Оттого что Соню Делоне нам еще предстоит открывать, самым интересным на выставке оказывается документальный отдел. Например, переписка Сони с родными: вскоре после переезда в Париж Соня писала письмо в Петербург, к юбилею свадьбы дяди и тети, которые ее воспитывали. Письмо художница иллюстрировала вручную – это уникальный экспонат. В этом декоративном рисунке читается и ее будущее увлечение ар-деко, и любовь к орнаментализму, который Соня, по ее собственному признанию, связывала со своим украинским происхождением.

Алена Науменко, Катя Тейлор, Дарья Слободяник (Vogue UA)
Натали Берас
Инсталляция Оксаны Левчени
Работы Маши Ревы
Алена Науменко
Яся Хоменко
Леся Хоменко

В левом крыле галереи Катя Тейлор устроила студию «Сила творчества», пригласив к участию художниц Машу Реву, Оксану Левченю, Ясю и Лесю Хоменко, Алену Науменко, Еву Толуа и архитектора Флориана Юрьева. С Соней Делоне у них много общего: художники работают на стыке индустрий – моды и дизайна, искусства и моды, демонстрируя настоящую, не декларативную свободу творчества.

«Мы не хотели давать прямые связки: вот, есть Соня Делоне, которая работала с формой, а есть Маша Рева, которая также работает с формой, или, например, Алена Науменко, – объясняет Катя Тейлор. – В ДНК художников, которые представлены на выставке, есть код авангарда: у кого-то он проявляется больше, у кого-то меньше. Об этом интересно поразмышлять. В рамках студии мы анализируем, как работают современные художники, работают ли они на стыке индустрий, зачем и дает ли это что-то новое их практике».

Работы Маши Ревы

Художница и дизайнер Маша Рева в интервью часто говорит, что ей интересен авангард – отсылки к нему можно увидеть не только в ее живописи, но и в принтах, которые она разрабатывает для одежды. С Делоне Машу в каком-то смысле роднит и многофункциональность: Маша делает керамику, принты, одежду, занимается живописью, оформляет витрины и театральные спектакли. «Когда я училась в Лондоне, я попала на ретроспективу Делоне в Tate Modern. Меня поразила ее многогранность и мультифункциональность, то, как художница собирала разные элементы в одну историю, – рассказывает Маша. – В 1920-х годах Соня делала ткани для небольшой голландской мануфактуры Metz&Co. Работа в коллаборации очень актуальна сегодня – и я, например, сама часто работаю в коллаборации с другими брендами». В рамках выставки о Соне Делоне Маша делает открытую мастерскую художника. Это работы разных лет: здесь и керамическая ваза, покрытая золотом, сделанная Машей в коллаборации со стилистом Надей Шаповал, и живопись, и одежда, и эскизы, перенесенные на полотна размером со стену. С одной стороны, место свободы, с другой – чистое пространство, в котором может появиться все что угодно, стоит художнику только захотеть.

Маша Рева

Размышляя об авангарде, художница Леся Хоменко говорит: "Я постоянно думаю, как быть современным после периода авангарда, после тех бесстрашных вещей, которые делали художники начала ХХ века. Например, отрицая живопись, как Дюшан, и предлагая миру совершенно новые вещи. Я сама живописец  – и мне интересно проследить эту связь". На открытии выставки 14 ноября вместе с сестрой, дизайнером Ясей Хоменко, Леся показала перформанс "День рождения". Главной его героиней стала девушка, которая 14 ноября отмечала день рождения (как и Делоне, кстати): Яся Хоменко пошила для нее белоснежное платье с длинным подолом, превращающимся в праздничный стол. На платье-столе – закуски, салаты, пакеты с подарками и бокалы с вином; весь вечер девушка принимали вполне реальные поздравления и подарки. "Перформанс вырос из моего реального дня рождения, – говорит Леся. – Яся мне пошила платье-скатерть, я позвала гостей и сделала перформанс. Он стал рефлексией о том, что день рождения часто превращается в повинность".

Леся и Яся Хоменко

Самый знаменитый участник этой выставки – легендарный украинский архитектор, композитор, художник, автор «Тарелки» на Лыбедской Флориан Юрьев. Катя Тейлор выбрала для этой выставки две живописные работы Юрьева, посвященные его авторской теории «музыки цвета». Художник раскладывает музыку и поэзию на визуальный ряд.  «Выбрала неслучайно, потому что у Сони был этап, когда она занималась поэзией живописи, и мне понравилась перекличка между исследованиями Флориана и Сони». Художница Алена Науменко создала для выставки интерактивную стену с магнитами, переставляя которые, можно создать свою картину в стиле Сони Делоне.

Работа Алены Науменко

Еще одна участница "студии" Оксана Левченя начинала свою художественную карьеру с живописи, после запустила мастерскую OLK manufactory, где вручную вместе с командой мастеров шьет роскошные ковры, а после продолжила свои исследования в жанре текстильных инсталляций в проекте "Племена". Именно их Оксана представляет в рамках выставки "Ритм цвета" – это две инсталляции из ее проекта «Несуществующие племена», арт-объекты на стыке дизайна, текстиля и искусства, сделанные при помощи метода апсайклинга.

Выставка "Ритм цвета" будет работать до 15 декабря. Ее организаторы – Port.agency, Французский институт в Украине и Посольство Франции в Украине.

Фото: Мария Павлюк

выставка · искусство ·

Еще в разделе Арт

Популярное