Журнал: Ольга Куриленко – от чуда к чуду

В кино это год Ольги Куриленко. В апреле вышел блокбастер "Обливион", готовятся к выходу "Глубинные империи" в 3D-формате, только что стартовал второй сезон "Города чудес", а синефилы со дня на день ждут премьеру "К чуду". С украинской актрисой на пике популярности встретилась Маша Цуканова. 


На Ольге: комбинезон, Valentino; бюстгальтер, Dolce & Gabbana; кольцо, белое золото, бриллианты, Graff

В особняк, где проходит съемка, Ольга Куриленко приходит вовремя. У нее по-утреннему растрепанные волосы, абсолютно чистое лицо, ботинки Laurence Dacade на устойчивом каблуке, простые черные брюки Zara в обтяжку и кожаная куртка Jitrois – но эта расслабленно-гранжевая девушка выглядит эффектней любой дамы в красном вечернем платье. Благодаря царственной осанке и гордо поднятой голове Ольга кажется значительно выше своих 175 сантиметров; детские губы и щеки – еще более трогательные, чем на экране; и самое удивительное – то, какой этот секс-символ на самом деле худенький, намного тоньше многих моделей. В обществе такой женщины самая естественная реакция – оробеть, но Куриленко не дает шанса. Она широко улыбается, энергично протягивает руку и c легким акцентом говорит: "Я – Оля". 

Более того, она сама то и дело смущается – что давно не говорила по-русски и прибегает к английским конструкциям; что отвечает на мои вопросы не так доходчиво, как ей хотелось бы; что ей нечего рассказать украинскому Vogue о fashion-сообществе, потому что с ним она так и не сдружилась, хоть была в юности моделью. Сперва эти упреки самой себе можно принять за кокетство – так многие девушки напрашиваются на комплимент. Но спустя час, послушав ее истории, я понимаю, что в ней говорит не кокетство, а перфекционизм. 

Без малейшего позерства, с улыбкой она рассказывает, как разговаривает вслух с воображаемыми друзьями и как сама себе кисточкой красит волосы. "Мне жаль времени на колориста. В Америке я покупаю одну особенную полуорганическую краску. У меня есть три любимых оттенка, и я их смешиваю по настроению. Пару раз попробовала покраситься дома, и все так хвалили мою прическу, что я решила ничего не менять". В справедливости ее слов я убеждаюсь, как только Ольга садится к стилисту на укладку – первым делом Линдел Менсфилд хвалит ее оттенок. Все-таки это удивительная привычка для женщины, рекламирующей средства по уходу за волосами. И шокирующая, как для хорошенькой киноактрисы, откровенность. 


Платье из гипюра и органзы, расшитое кружевом, Valentino Haute Couture

Обложку с Ольгой Куриленко мы снимаем в Лондоне, где сейчас ее дом. Она гражданка Франции, начала карьеру в Париже, долго жила там и в принципе до последнего времени считалась французской актрисой – потому, в конце концов, и переехала в Лондон. Ей важно было, оставаясь европейкой, вырваться из резервации французского кино, напомнить о своем существовании большому кинематографу. "Здесь англо-саксонский мир, британцы в контакте с Америкой. Голливудские студии имеют в виду всех лондонских актеров. Но они никогда не станут искать француженку – они даже не надеются, что те по-английски говорить умеют. В Париже я была отрезана от американского кино". 

> Между тем на главную роль в фильме "К чуду", который выходит в украинский прокат 27 июня, Ольгу выбрали как раз в качестве французской актрисы: режиссеру Терренсу Малику нужно было столкнуть эмоциональную европейку и холодного американца. Единственная украинка среди "маленьких француженок", она выиграла эти пробы. Впрочем, после того как она обошла десяток южноамериканок в кастинге на роль боливийской разведчицы Камиллы из "Кванта милосердия" и прославилась на весь мир, в ее актерской гибкости уже никто не сомневается. "Я, наверное, не смогу сыграть только американку из южных штатов, – говорит Куриленко и тут же сама себя поправляет:  – То есть смогу, конечно, но придется долго отрабатывать акцент. Остальное – без проблем". 


С Дэниелом Крейгом в 22-м фильме бондианы "Квант милосердия", 2008

Сейчас режиссеры балуют Ольгу и позволяют ей оставаться самой собой. Как правило, они вносят в сценарий небольшие правки, благодаря которым ее персонажи приобретают русские корни, – и она выглядит на экране совершенно естественно. Русское имя – завершающий штрих, успокаивающий режиссера-перфекциониста. Например, главная героиня "Обливиона" оказалась Юлией Русаковой после того, как режиссер Джозеф Косински определился с актрисой. А героиня "К чуду" после кастингов стала Мариной. 

Однако в артхаусном "К чуду" национальность Ольги Куриленко неожиданно оказалась смыслообразующим элементом. Терренс Малик задумал ряд импрессионистских зарисовок о том, как в людях борются пришедшая извне любовь и заложенное внутри одиночество. Малик – своеобразный режиссер. Текст роли он выдавал им с Беном Аффлеком и Хавьером Бардемом в последний момент, утром перед съемкой. Зачастую это был просто поток мыслей, и Куриленко должна была их сыграть – жестом, взглядом, движением. Объясняя Ольге, чего он добивается, Малик отправил ее читать русскую классику: "Идиота", "Братьев Карамазовых" и "Анну Каренину". 


Платье из рафии, бюстгальтер, трусы, все – Dolce & Gabbana

"Он хотел, чтобы у меня была славянская душа. Сказал, что персонажи русских книг – это невиданное сочетание романтической, чувствительной натуры с одной стороны и крайней наглости – с другой". Они сняли много яростных истерических вспышек, но на монтаже Малик практически все их выбросил, оставив только светлые, меланхолические и печальные сцены. И получилось, что Куриленко сыграла вовсе не Настасью Филипповну, а Анну Каренину: бросившую свою страну и своего ребенка ради любимого человека и ставшую в итоге совсем несчастной. В фильме каренинские штрихи в Марине считываются безошибочно. Получилось, Ольга вдохновила Малика на русское прочтение сюжета и, в конце концов, сыграла один из самых сложных женских образов. "Ольга замечательная, и я получал удовольствие от работы с ней", – говорит ее партнер по фильму Бен Аффлек. 

Она любит сниматься в артхаусе, пусть даже за него совсем немного платят и он редко выходит в широкий прокат. До сих пор ее любимая роль – дебютная – Ирис из "Перста любви". Там она сыграла ассистентку тайной лаборатории, где подозрительный ученый бальзамирует человеческие воспоминания, а потом и ее саму. Еще одна любимая работа – роль молодой вдовы Ани во франко-украинской "Земле забвения" об аварии на Чернобыльской электростанции.


Топ, брюки, все – Balmain; туфли, Christian Louboutin; браслет, белое золото, бриллианты, Harry Winston

"Чтобы я выбрала сценарий, он должен переплюнуть все остальные. По каким-то соображениям он должен быть лучшим – а критериев много". Сложное перевоплощение, потенциально успешный проект или просто близкая ей лично роль. Ее интересует все новое, то, чего она еще не пробовала. В прошлом году Ольга начала сниматься в сериале "Город чудес". "Обычный фильм длится два часа, съемки – от трех до пяти месяцев. Один эпизод сериала идет час и его снимают за девять дней. Мы готовим по пять сцен в день, темп работы сумасшедший. Но это – лучшая тренировка, потому что надо быть безупречно подготовленным, мгновенно соображать, снимать все с первой попытки. Нет времени нежиться". 

Следующий большой релиз с Куриленко – китайский 3D-проект "Глубинные империи", где она будет русалкой. Этот фильм оказался для нее двойным испытанием. Во первых, все артисты, кроме нее, говорили на китайском, и она играла в языковом вакууме. А еще это были ее первые съемки на рире. Раньше везло – у нее всегда были настоящие декорации. Даже в фантастическом "Обливионе" все было взаправду. Декораторы выстроили целую космическую станцию и включали на потолке настоящую проекцию неба: ее заранее сняли на Гавайях возле вулкана.


С Томом Крузом в фильме "Обливион", 2013

"Обливион" принес Ольге совсем другие сложности – многочисленные презентации и выходы в свет в рамках промокампании. Куриленко не любит наряжаться, избегает светской жизни и в друзья себе выбирает далеких от экрана людей. Она любит быть дома, в свободное время предпочитает книги о психологии и фильмы Дэвида Линча или Майкла Ханеке. 

Впрочем, свободного времени Ольга оставляет себе немного. "Мне нужно сильно вырасти. В этой карьере я себя чувствую ребенком. Я поздно начала, и в кино я еще новенькая. Вот появляется свежее лицо – смотришь, а у него в фильмографии уже 20 работ. Так получилось, что я стала известной на третьем фильме. Так что у меня все еще начало карьеры". Она каждый день читает сценарии – и их все больше, потому что авторы начинают писать роли под саму Ольгу. 


Жакет, брюки, все – Haider Ackermann; бюстгальтер, Agent Provocateur

Она мечтает о комедийных ролях – о том, чего у нее еще не было. И готова искать свое главное амплуа: она понимает, что красотка с пистолетом и страдалица из артхауса – слишком противоречивые образы. Куриленко добилась безусловного успеха в качестве секс-символа: была лицом белья Victoria’s Secret и девушкой Бонда – но намерена делать имя в качестве большой академической актрисы, а не девицы-красавицы. "Я выгляжу как Мэрилин Монро, но чувствую себя Мерил Стрип. Мои мозги совсем не соответствуют моей внешности. Меня тянет к ролям, к которым девушку с моими данными тянуть не должно. Будь я умнее, я бы эксплуатировала свою сексуальность и была бы сейчас на самой вершине, но я специально это ломаю. Не хочу быть клише". 

Ее тело будто подыгрывает ей. От волнующих форм, которые зрители видели в "Семерых психопатах", "Экспате" или "Париж, я люблю тебя", сейчас почти ничего не осталось. На нашей фотосессии все подиумные платья на нее безоговорочно велики. Идеально садится только самое узкое – Valentino Couture. Куриленко смеется: "Надо было уйти из моделей, чтобы похудеть до кутюрного размера". В перерыве на съемке я вижу, что ест она с аппетитом, и хотя старается питаться правильно, не стала даже вегетарианкой, ее любимое блюдо – замороженные пельмени, дома она готовит борщ. И при этом все равно худеет – должно быть, так выглядят психосоматические реакции у женщин, которым до глубины души надоело быть секс-символом. Даже жаль: хороший секс-символ – такая же редкость, как хорошая актриса. А красота Куриленко вдохновляет: в британском сериале "Тайный дневник девушки по вызову", например, любитель ролевых игр просит героиню надеть парик и изображать девушку Бонда по имени Ольга. 

Но Куриленко уверена, что может больше. Еще в детстве она занималась академической игрой. Не потому, что была таким серьезным ребенком – просто в советском Бердянске это был единственный приличный вариант. Она родилась в 1979 году, когда о качественном кино, телевидении или театре в глубинке не было речи, – и в младших классах попросилась в драмкружок. "Мы ставили пьесы Островского, Чехова, устраивали вечера Пушкина и Шекспира. Учительница ругала меня, что мы с бабушкой смотрим "Рабыню Изауру", – и я послушалась, больше не смотрела. Она воспитала мой вкус". Инна Каминская, преподаватель драмкружка СООШ № 16 Бердянска, считает, что все достижения Ольги – в том числе благодаря школьному театру: "Она была талантливым ребенком и с детства подавала надежды как актриса. Я поставила ей голос и сценическую речь, научила правильно держаться на сцене". Куриленко и сейчас с радостью сыграла бы на сцене, но агент велит ей ловить момент и сниматься в больших фильмах, а роскошь играть в театре можно будет позволить себе, когда все кинематографические вершины будут взяты.


С Дином Морганом в сериале "Город чудес", 2012

Впрочем, небольшие отступления от кино Куриленко себе позволяет. Недавно она начала писать песни. Ее приятель, французский танцевальный продюсер Мирвэ Ахмадзай, записавший пять альбомов с Мадонной, попросил Ольгу о помощи. Он готовил программу для кабаре Crazy Horse, и ему нужна была песня на русском. Он дал Куриленко какие-то наброски, которые она полностью переделала. Мирвэ понравилось, Ольга перевела слова на английский и французский – и он снова заказал ей песню. "Мне больше всего нравится, что в этой работе есть скрытый смысл. В первый раз кажется, что песенка про секс. А на самом деле она о том, как нам промывают мозги и мы становимся стадом. И если знать о втором смысле, она звучит совсем иначе".

Заказанную песню Ольга спела сама, и она выйдет в следующем альбоме Мирвэ. А пока голос Куриленко можно послушать в кино: в своем любимом "Персте любви" она поет "Ніч яка місячна", а в "К чуду" – "Придет серенький волчок". 

"Я как будто не даю себе делать то, к чему у меня лежит душа. В детстве я любила сочинять стихи и музыку, а сейчас занята совершенно другим, хотя мне кажется, я пришла в этот мир именно затем, чтобы писать. Когда Мирвэ сказал: "Оля, мне нужна песня", – для меня это стало заданием. Я села, накатала несколько страниц и подумала: вот это мое. Но я как солдат, мне нужны распоряжения. Иначе я не позволяю себе тратить время, которое могла бы посвятить работе". 

Работа для Куриленко важнее не только хобби, но и личной жизни. Она дважды была замужем, и оба брака кончились. Сейчас она встречается с актером и режиссером Дэнни Хьюстоном ("Хичкок", "Гнев титанов") и ничего не планирует менять. "Почему-то работа у меня на первом месте. Я боюсь несамостоятельности. Когда зависишь от кого-то, появляются рамки. А я их не хочу, ну, в крайнем случае, пусть это будут мои собственные рамки. Поэтому я работаю. Мой парень говорит: давай ты будешь домохозяйкой. А я ему – а деньги кто зарабатывать будет? Я хочу быть уверенной, что сама смогу содержать себя до конца своих дней. Вдруг отношения кончатся? Мне надо знать, что сама могу позаботиться о себе". И хотя к семейным отношениям Ольга не стремится, о детях все-таки думает. Ей нравится европейский подход к образованию, прививающий детям терпимость, взаимоуважение и открытость. 

Она планирует делать карьеру, жить и растить детей в Европе, но не стесняется украинских корней, как ее коллега Мила Кунис. И когда я спрашиваю, ощущает ли она себя национальным достоянием, не колеблясь отвечает: "Да. Я вижу как украинцы поддерживают меня, и для меня это очень важно".

 
Фото: Phil Poynter @ Serlin Associates 
Стиль: Anders Thomsen
Прически: Lyndell Mansfield @ CLM 
Макияж: Andrew Gallimore @ CLM 
Маникюр: Jenny Longworth @ CLM 
Ассистенты фотографа: James Perry, Phil Dunlop 
Оператор цифрового оборудования: Luke Cartledge @ Little Yellow Jacket 
Ассистент стилиста: Karolina Frechowicz 
Производство: Lisa Davies

Популярне на VOGUE