Маршрут по Индии: куда отправиться за тканями

Путешествуя по Индии, Кристина Обломская изучила старинные ремесленные техники изготовления и раскраски тканей, которые можно встретить только в этой стране

Варанаси, Уттар-Прадеш

Один из самых старых городов на земле встречает едким запахом дыма и по-весеннему свежими ночами. Традиционный чай тут готовят уже с четырех утра: день в континентальной Индии всегда начинается рано. Со всех концов света сюда съезжаются паломники: Варанаси – священный город для индуистов, буддистов и джайнов. Потеряться в улочках старого Каши, спуститься на берег Ганга, взглянуть на инопланетные купола храма Вишванатх, увидеть костры шмашана, куда приезжают умирать, чтобы выйти из колеса сансары, и, конечно же, посетить местный базар – основные задачи для тех, кто приехал сюда впервые.

В текстильных лавках на рынке в глазах рябит от обилия ярких расцветок и блеска. Шелковую парчу с тканым золотым рисунком, или кинхаб, как ее называют местные, изготавливают только в Варанаси. Одежды из нее раньше носили махараджи, а сейчас сари из кинхаба надевают на свадьбу и для храмовых ритуалов. Изображения листьев, фруктов, цветов и птиц на тонком шелке сплетаются в причудливую вязь узора. За основу всегда берут натуральные шелковые волокна, в процессе работы вплетая в них золотые или серебряные нити. Еще несколько веков назад их производили из чистых драгоценных металлов – современные ткачи обходятся сплавами. Как и сотни лет назад, за сюжеты для рисунков и технику изготовления отвечают мастера: увидеть их за работой можно повсеместно – стоит лишь заглянуть на одну из многочисленных шелковых фабрик.


Ни одно торжество в Индии не обходится без ярких и блестящих костюмов

Ритуал поклонения реке Ганг в Варанаси проводят каждый вечер на закате

Индийский кинхаб ткут из шелка и золотых нитей "зари"

Мумбай, Махараштра

Современный Мумбай – это мегаполис, где разрабатывают новейшие информационные технологии, играют на бирже и снимают около трехсот болливудских фильмов в год. В бурном течении его жизни есть своя прелесть: туристические маршруты встречаются в колониальном районе Колаба, морская романтика живет на набережной Марин-Драйв и в старых доках, в трущобах кипит своя жизнь. В огромном, разбросанном по островам Мумбае трудно найти колоритную мастерскую тканей, зато на любом из крупных базаров можно увидеть всевозможные их образцы. Техника узелкового батика бандхани – одна из самых необычных и трудоемких ремесленных техник, характерных для Махараштры, куда она пришла из соседнего штата Гуджарат. Ткань с бандхани выглядит жатой: этот эффект создают тысячи микроузелков – мастерицы вяжут их с помощью наперстка-иглы. Когда работа закончена, полотно красят, затем вытаскивают нити и распускают узелки – получается узор из белых точек. Иногда узелки оставляют на ткани, чтобы получить объемную фактуру.

Пури, Орисса

Пури – популярный морской курорт на берегу Бенгальского залива. Для отдыха больше всего подходит западная часть пляжа, для прогулок – окрестности храма Джаганнатхи. В Ориссе производят дикий шелк, а он, в свою очередь, становится основой для культовых индийских икатов. Слово "икат" индонезийское, но полотно, выполненное в этой технике, можно встретить во всех странах Центральной Азии, а также в Японии, Гватемале и Бразилии. В индийском Пури в икат-узорах используют не только привычную для этой техники геометрию и размытые "глитчевые" орнаменты: для этого региона характерны изображения тигров и слонов, рыб и раковин, листьев и человеческих силуэтов. В Ориссе, да и вообще по всей Индии, икаты становятся сари, их используют в качестве домашнего текстиля, а на юге страны мужчины носят их как доти (индийский аналог саронга), предпочитая дорогому шелку доступный и ноский хлопок. Навыки ремесла в Пури передают по наследству: изготовление икатов требует сноровки и терпения. Сначала нити дикого шелка разбирают на пучки, размечая на них рисунок. Участки пряжи, на которых нужно сохранить первоначальный цвет, подвязывают, остальные нити красят в соответствии с задуманным рисунком – и только после этого пряжу "загружают" в ткацкий станок. Вековые традиции не терпят спешки.


В праздники десятки ярких колесниц медленно движутся по городу

Знаменитые икаты Пури стоит привезти домой в качестве сувенира

Абстрактные орнаменты, а также схематические изображения людей и животных – традиционные мотивы тканей из Пури

Многолюдные храмовые фестивали – обычное дело в Пури, священном городе индуистов

Джайпур, Раджастан

Цветные ткани в Джайпуре буквально повсюду – в ярких женских нарядах, в стопке домашнего текстиля на велосипеде уличного торговца, на седлах слонов, поднимающих туристов в Амбер-форт. Пестрые тряпки отделяют уличные чайные от 6-полосного шоссе, а странников, уснувших прямо на дороге, – от городской суеты. Самые живописные и колоритные текстильные мастерские расположены в окрестностях Джал-Махала – дворца на воде – и в пределах "Розового города" – исторического центра, обнесенного каменной стеной. Тут на готовые цветные ситцы наносят принты: деревянные штампы с резными узорами окунают в краску и тщательно пропечатывают ими отрезы хлопка. Знаменитые "индийские огурцы", перепетые тут на все лады, складываются в избыточные орнаменты – санганери.


У слонов, поднимающих туристов в джайпурский Амбер-форт, всегда боевая раскраска

Джайпур славится не только ремесленниками всех мастей, но и ювелирами. За камнями и готовыми украшениями сюда съезжаются со всей Индии. Ювелирное искусство джайпурских мастеров коснулось и текстиля: отделка сари толстой золотой ниткой называется "гота патти", а вышивка камнями и миниатюрными зеркальцами – "шиша". Текстильные базары Джайпура – находка для коллекционера. Ну а помимо тканей, в городе стоит посмотреть все старые дворцы, посетить обсерваторию Джантар-Мантар, полюбоваться индийской миниатюрной живописью эпохи раджпутов и выпить ласси на улице – одноразовой посудой в Джайпуре служат глиняные стаканы. Когда напиток выпит, их просто разбивают.

Канчипурам, Тамил-Наду

Ткачи Канчипурама считают себя потомками богов. Иначе и быть не может: это важное место паломничества хинду, и тут нет ничего, кроме древних храмов и шелковых мастерских. В Канчипурам приезжают поклониться богам Вишну и Шиве, загадать желание о любви богине Парвати, прикоснуться к священному дереву манго возрастом около 3500 лет и купить нарядные сари. Местный шелк считается самым прочным и легким во всей Индии. Здешние мастера умеют грамотно комбинировать цвета, выбирая самые гармоничные и красивые пары оттенков. Повседневные однотонные сари украшает широкий контрастный кант, свадебные модели по краю богато отделаны золотом. Есть и еще одна разновидность канчипурамского шелка – храмовые ткани, предназначенные для обрядов и фестивалей. Идеи для узоров, непременно выполненных серебряными или золотыми нитками "зари", подсказывают природа, мифология и местная архитектура. Часто в орнаменты так называемых храмовых шелков переносят сюжеты фризов из святилищ – это одни из самых дорогих тканей в Канчипураме.


Сари с широким золотым кантом часто выбирают в качестве свадебного наряда

В Канчипурам съезжаются паломники со всей Индии. Иногда принять участие в храмовых обрядах позволяют и туристам

Во дворе храма Шри Экамбарешвара растет священное дерево манго, которому, согласно преданию, 3500 лет

Ткачи от бога – это о создателях храмовых шелков Канчипурама

Читайте также:

Модный багаж для далеких и не очень путешествий

Что нужно знать о Японии, Токио и его гастрономической сцене

Популярне на VOGUE