Все о любви: что такое феномен герлфаг

"Моей первой любовью был гей, – говорит журналистка Анна. – Мне было 18, он был публичным человеком, кумиром подростков, – и за ним бегали сотни девушек. Его гомосексуальность меня не смущала. Вот вам не все равно, гей Рики Мартин или нет? Дружили мы странно: все, кроме секса. И то потому, что я не решалась: понимала, что для меня это станет событием века, а он уже через неделю уйдет к очередному парню. С тех пор прошло много лет, но мои приоритеты не изменились: мне нравятся геи".

imageРекламная кампания Tom Ford Eyewear 2010

Женщин, которые влюбляются в мужчин-геев, сексологи называют girlfag (герлфаг). При этом их собственная ориентация значения не имеет: они могут быть и лесбиянками, и гетеросексуалами, и бисексуалками.

Случайность

Психолог и коуч Светлана Митрофанова считает, что, влюбляясь в гея, девушка не задумывается о его сексуальной идентичности: он галантен, внимателен к деталям и дружелюбен. Он искренне слушает собеседницу, поэтому ей кажется, что он заинтересовался и флиртует. "Парадокс, – говорит директор художественной галереи Виктор, деликатный и галантный мужчина с безупречными манерами, – я всегда пользовался большей популярностью и вызывал интерес у женщин, даже знающих о то, что я гей, чем собственно у геев".

Отличить гетеросексуала от гомосексуала не всегда просто. Байер Светлана по работе часто пересекается с геями и говорит, что они делятся на два типа: те, кто несет свою идентичность впереди всего, и те, кто никак ее не афиширует – обычные на первый взгляд мужчины, может, чуть более внимательные к своему внешнему виду. Как герой сериала "Белые воротнички" Нил Кэффри в исполнении Мэтта Бомера, совершившего каминг-аут.

Ирина Морозовская, психотерапевт и автор методик по выведению жизни человека в комфортное русло, считает, что неумение отличить гея от гетеросексуального мужчины – признак того, что в вопросе отношений женщина травмирована. А еще бисексуальна или боится близости, отчего рефлекторно выбирает самый безопасный вариант отношений – "дружба и ничего кроме". И чем дольше она общается с геями, тем сильнее ее страх близости, в которой неизбежны обманы, измены, проблемы с сексом и другие сложности.

Осознанный выбор

Однако, в отличие от женщин, которые влюбились в геев случайно, журналистка Анна встречается с ними уже почти 10 лет и уверена, что это идеальные партнеры. Ей кажется, что гетеросексуальные мужчины заурядны, плохо одеты, скучны, неверны и неизобретательны: "Никаких тебе страстных поцелуев, танцев на столе и безумных поступков в киношном стиле". Гетеросексуалам непонятны ее бесконечные вечеринки, выходки и экстравагантные приятели, а она не готова отказаться от всего этого ради стандартных отношений, даже если у них есть перспективы, а у романов с геями – нет.

Анне нравится ее яркая жизнь, в которой чередуются мужчины. С геями не нужно притворяться, не нужно выяснять, кто в паре главный, а можно просто наслаждаться жизнью и собой. Каждый раз, приходя на танцы, Анна в конце концов уезжает в гей-клуб: в обычных ей скучно. "Неприятно чувствовать себя объектом съема – в заведении любого уровня. Куда веселее проводить время с теми, кто легко станцует с тобой на столе, выпьет шампанского из горла и обнимет перед сном, – говорит она. – При этом не подразумевая, что кульминацией вечеринки непременно станет секс".

Сексолог Сергей Чаплинский уверен, что трудности в общении с гетеросексуалами испытывают тонко чувствующие и разносторонние девушки. "Просто-напросто Анне комфортно в среде, где высок общий уровень личностного развития и эрудиции. Но это не повод думать, будто это массовая проблема, – частный случай, не более того".

Тем временем психолог Елена Хиль считает, что гомосексуальные мужчины часто привлекают женщин с неудовлетворенной потребностью в эмоциональной и психологической близости. В нашей культуре отсутствие эмоций все еще считается стандартом мужественности, – говорит она. – Сотню раз сказанное в детстве "Мальчики не плачут" может заблокировать у ребенка эмоциональные проявления, и, повзрослев, он предпочтет не проявлять своих чувств. Будет немногословным и сдержанным, не впустит в свою жизнь сильные переживания. Геи же чаще позволяют себе проявлять эмоции. Именно это и привлекает девушек.

Еще один фактор, который мотивирует незамужних женщин и геев держаться друг друга, – социальное давление. Восприятие их как пары позволяет избежать неловкого ощущения своей инаковости или одиночества.

Иногда такого рода отношения становятся по-настоящему серьезными. Актриса, журналист и телеведущая Мариэлла Фрострап утверждает, что сексуальность человека и его предпочтения могут меняться в течение жизни. В своей колонке в The Guardian она пишет, что если для мальчика совершенно нормально в 15 слушать попсу и ходить в коротких розовых шортах, а в 20 уже быть суровым мачо и капитаном команды по регби, то почему перемены не могут случиться со взрослым? Все, что нужно, считает она, – это делать выбор, ощущая, что он правильный, и неважно, соответствует ли он каким-то иллюзорным нормам.

Александра, руководитель крупной компании, была готова к тому, что мужчина, в которого она влюбилась, по меньшей мере бисексуален. До нее доходили слухи о его связях с мужчинами, он экстравагантно одевался, общался исключительно с богемой и никак не реагировал на знаки внимания, которые она ему оказывала. "Я так влюбилась, что мне было абсолютно все равно, гей он или нет". Александра задействовала все свое обаяние и ресурсы, чтобы завоевать его: подключила к проектам своей компании, устраивала совместные выходы в свет, дарила подарки и, наконец, купила билеты на острова – на двоих. "Тогда и случился наш первый секс, – говорит Александра. – Он был абсолютно будничным". Отрезвление начало наступать, когда мужчина стал требовать, чтобы Александра платила за его квартиру, покупала ему одежду и оплачивала счета. Скоро они расстались.

Если женщина постоянно увлекается или давно влюблена в гея, то это уже аддиктивность. Аддикция – один из способов адаптации к сложным условиям. Простейшие и самые доступные аддиктивные агенты – сигареты, алкоголь, наркотики. Они создают мнимую приятную атмосферу, которая – заведомо ясно – долго не продлится.

Американский психотерапевт Джон Белью, доктор с 20-летним опытом и создатель проекта bodymindsoul, в своей статье "Геи и женщины" (Gay Men and Straight Women) утверждает, что влечение между геями и женщинами – иллюзия. Гей видит в женщине личность, а не тело или внешность в целом, оттого у нее может создаться впечатление, словно он увлечен ею. Это может быть правдой, но это совсем не то любовное влечение, которое геи испытывают исключительно к мужчинам. И секс с женщинами у геев не предполагает вовлечения чувств – это пресловутый "секс по дружбе".

Подобно женщинам, в отношениях с мужчинами геи включают игру и флирт, которые в отношениях с девушками им совсем не нужны. Поэтому женщины с геями, а геи с женщинами спокойны и расслабленны, им не нужно притворяться, стараясь казаться лучше. Это ощущение сближает, но в то же время лишает обоих перспективы долгих отношений.

Неискренность, как и позиция "я с тобой, пока не буду готов к чему-то настоящему", обрекает любые отношения на провал. Понимание того, что ты далеко не лучшее, что могло бы случиться в жизни партнера, а лишь транзитный вокзал на его пути к настоящим отношениям, на корню уничтожает зарождающиеся чувства. Впрочем, всегда можно дать друг другу шанс – но для этого придется работать над отношениями и ценить партнера хотя бы за то, что он ценит вас.

Галерист Виктор рассказывает о своих единственных гетеросексуальных отношениях: "В университете у меня случился довольно продолжительный роман с девушкой – он длился около года. Она была в курсе моей официально заявленной ориентации, но, видимо, не воспринимала это всерьез. И проявила настойчивость. Я сдался, так как до этого у меня не было секса с женщиной и я осознавал, что не мешало бы попробовать. В итоге у нас были вполне традиционные моногамные отношения, и все было довольно симпатично – до тех пор, пока она не решила, что пришло время заводить ребенка. В мои планы это тогда никак не входило, и я аккуратно с ней расстался".

Ирина Морозовская считает, что у герлфаг налицо проблемы с самоидентификацией. Она уверена, например, что Анна – женщина маскулинного типа и скорее всего Жуков по социотипу: сильная женщина-экстраверт, прямолинейная в самовыражении, чрезмерно ответственная в работе, привыкшая ставить мужчин перед фактом. Такие личности – мастера экстравагантных поступков и очень похожи на генералов в юбке, но совершенно не понимают, как развиваются отношения и к чему они могут привести.

Морозовская считает, что герлфаг плохо знакомы и с мужчиной, и с женщиной в себе – а в каждом из нас есть обе составляющие, из которых и складывается образ мышления. Любовь к геям добавляет этим женщинам то, чего не хватает, чтобы личность стала цельной, а заодно помогает принимать себя как есть. Если герлфаг ответит себе на вопрос "кто я?", то, скорее всего, поймет, почему она выбирает геев. Определить недостающее бывает просто – достаточно посмотреть на тех, кто нас привлекает. Смелые и рисковые – значит, в нас преобладает рассудительность и сдержанность. Суровые и мрачные – значит, мы открыты и веселы. Впрочем, глубинные и незаметные на первый взгляд причины своих поступков лучше искать с помощью психотерапевта.

Психиатр Мари Робинсон еще в 1954 году в своей книге The Power of Sexual Surrender отмечала, что основа женской самоидентификации лежит в самопожертвовании. А сексуальное удовлетворение зависит от степени отдачи себя. Потому женщины так любят искать сложные пути к достижению счастья. Отношения с геями помогают сильным женщинам оправдать собственную гендерную путаницу, избежать сложной стадии притирки между мужчиной и женщиной, а еще – забыть о подсознательном страхе, который провоцирует в женщине сильный мужчина.

Подготовлено по материалам Vogue UA #1 (23) Январь 2015

Популярне на VOGUE