"Шербургские зонтики": 50 лет фильму-легенде

19 февраля 1964 состоялась премьера мюзикла "Шербургские зонтики" – одного из самых романтичных фильмов в истории кино. В день юбилея vogue.ua вспомнил пять любопытных фактов о фильме-легенде.

 


Актеры Катрин Денев и Нино Кастельнуово и режиссер Жак Деми на Каннском фестивале (13 мая 1964 года)


1. "Шербургские зонтики" – первый мюзикл в истории кинематографа, в котором нет ни одной реплики. От начала и до конца герои поют. Идея создать что-то вроде кинооперы пришла в голову режиссеру Жаку Деми после того, как он посмотрел популярные в те годы американские телеоперы Джанкарло Линотти. В них звучал оперный вокал, а по формату они напоминали спектакли. Как и  в традиционной опере, в фильм Деми ввел три акта: отъезд, разлука и возвращение, сделав "Шербургские зонтики" еще более похожими на спектакль.






2. "Шербургские зонтики" – первый цветной фильм режиссера, который к этому времени успел снять всего три картины. "Фильм в цвете и песнях" – так лаконично о "Шербургских зонтиках"  говорил Жак Деми. На цвет была сделана серьезная ставка, даже стены домов Шербург – городка на севере Франции, где происходит действие фильма – перекрашивали во время съемок несколько раз для того, чтобы максимально точно передать настроение каждой сцены.





3. Юная влюбленная Женевьева, героиня Катрин Денев, после выхода фильма стала настоящей законодательницей моды для девушек со всего мира. Цветные кокетливые платья, яркие плащи, балетки, локоны и высокие прически с ободками – все это стало символом юной и влюбленной девушки 60-х. Столь удачный и цитируемый образ главной героини создала знаменитая французская художница по костюмам Жаклин Моро, в биографии которой более 20 спектаклей и 50 фильмов. Именно она придумала для главной героини  прическу, которую после выхода картины стали повторять в парикмахерских всего мира – высоко поднятый на затылке хвост, украшенный цветной лентой. Костюмы в фильме стоит рассматривать более внимательно и символично, каждый цвет несет определенную смысловую нагрузку: на одном из первых свиданий Женевьева одета в желтый плащ (цвет надежды), провожая Ги на вокзале в Алжир, появляется перед нами в невинном белом платье, а уже в конце фильма, когда мы видим Женевьеву взрослой замужней женщиной, она одета в наряды темных оттенков – и этим режиссер и костюмер как бы намекают, что героиня изменилась, повзрослела и лишила девичиьх грез. 

 

4. В сцене, где Женевьева прощается с Ги на вокзале, по сюжету она уже беременна. Катрин Денев не пришлось ничего изображать – на тот момент актриса действительно  была была в положении. Отцом ребенка был режиссер Роже Вадим, благодаря которому, кстати, она и сыграла в "Шербургских зонтиках" – именно он посоветовал Жаку Деми попробовать Денев на главную роль.






5. Только во Франции в первый год мюзикл посмотрело более миллиона человек, и он стал самым массовым фильмом тех временем. Но любопытно то, что его режиссер Жак Деми был далек от массового кино – он был режиссером-авангардистом, представителем французской "новой волны", экспериментального, радикального направления в кинематографе. Ученик Годара и Трюффо, он стал известен еще в 1961 как автор одного из самых авангардных и талантливых фильмов "новой волны" – картины "Лола". А когда Деми задумал "Шербургские зонтики", он решил сознательно создавать его по формуле популярного кино: трагическая исторя любви + сентиментальная трогательная музыка + незатейливый сценарий. Прокатчики не верили, что авангардисту Деми удастся создать массовый фильм, но в итоге так и случилось – "Шербургские зонтики" покорили мир душевной простой и своей незамысловатостью. А на Каннском фестивале 1964 года, где Деми стал триумфатором и получил Золотую пальмовую ветвь, режиссер в конкурсной программе обошел своего учителя Франсуа Трюффо, который был также выдвинут на главный приз с авангардной картиной "Нежная кожа", главную роль в которой сыграла родная сестра Катрин Денев – Франсуаза Дорлеан.



Катрин Денев на американской премьере "Шербургских зонтиков" (декабрь 1964)



Популярне на VOGUE