Цифры сногсшибательные: 30 млрд фотографий появилось в "Инстаграме" с 2010 года, а сегодня каждый день в среднем добавляется 70 млн снимков, которые собирают около 2,5 млрд "лайков". И вот еще одна цифра: 1 млрд долларов – это сумма, за которую "Фейсбук" приобрел "Инстаграм" в 2012 году, менее чем через два года после его запуска (и это притом что приложение было бесплатным и не приносило никакого дохода). Кевину Систрому тогда было всего 28 лет. Он захотел остаться в компании и по сей день руководит "Инстаграмом" – вместе со своим компаньоном Майком Кригером, вторым основателем сети. Кевин занимается стратегией и глобальными вопросами, а Майк специализируется на технологиях – классическая формула успешного проекта.
Мы встретились с Кевином Систромом, когда он прилетел в Париж из калифорнийского городка Менло-Парк, где находятся штаб-квартиры "Фейсбука" и "Инстаграма". Он приземлился накануне, устал (немного) и выпил кофе (много). Отдых в программе не предусмотрен: одна за другой запланированы поездки в Германию, Швецию и Англию. Это метод Систрома: короткие перелеты по всему миру, чтобы как можно чаще встречаться с самыми влиятельными "инстаграмерами", прислушиваться к ним, изучать их опыт и пожелания, отвечать на вопросы, искать ответы и благодарить. На этот раз он встретится с Карлом Лагерфельдом, Николя Жескьером и Аленом Дюкассом – в Париже, с певицей Lena и другими звездами Баварии – в Мюнхене, с шеф-поваром Джейми Оливером – в Лондоне.
Признаюсь, я ожидала увидеть заядлого компьютерщика – уткнувшегося в iPhone и безнадежно молчаливого (в конце концов, в его приложении общаются с помощью изображений и слова там практически не имеют значения). На самом деле Кевин говорит не много, но уверенно: он точно знает, что хочет сказать, его фразы – понятные, лаконичные, весомые. К тому же он абсолютно расслаблен: улыбка, рука в кармане, костюм без галстука.
Первый вопрос, естественно, о том, когда у него проснулся интерес к фотографии, и о его увлечении техникой. Кевин вспоминает свое детство в Массачусетсе, отца – "фанатичного любителя гаджетов", который купил компьютер Apple одним из первых. У отца была масса всяческих устройств, в том числе зеркальный Polaroid, в котором юный Кевин очень быстро расходовал дорогие пленки.
В лицее он возглавлял фотоклуб, а потом поступил в Стэнфордский университет, где в 2006 году получил диплом по менеджменту. Затем Систром стажировался в Odeo – предшественнике "Твиттера", два года разрабатывал продукты Google – Gmail и Google Reader. Работал в отделе маркетинга NextStop – социальной сети для путешественников, которую выкупил "Фейсбук", а в 2010 году познакомился с Марком Цукербергом.
Тогда же Кевин Систром вынашивал идею, из которой родилась платформа Burbn – нечто среднее между сетью фотографий и сетью социальных игр. Там он и встретил Майка Кригера. Они получили $ 500 000 финансирования, в конце 2010 года подчистили концепцию и превратили свою платформу в мобильную версию под названием "Инстаграм" (мгновенное фото + короткий текст). Первой фотографией на странице @kevin был снимок с ногой невесты Систрома (@nicole) и собакой, который он сделал во время путешествия по Мексике. Для Кевина это фото остается образцовым для "Инстаграма": "Эта фотография не претендовала на особую красоту (чем, кстати, она смущала Николь, которая говорила, что если бы знала, что я ее выложу, то обула бы туфли, а не вьетнамки). Но она рассказывала о жизни, событии, это была открытка. И это именно то, что должно остаться в сердце "Инстаграма"". В какой момент он понял, что эта сеть взорвет Интернет? "Сразу же! 25 тыс. человек загрузили в "Инстаграм" свои фотографии в день его запуска".
С первого же дня мы поняли, что это успешное приложение: 10 тыс., 15 тыс. загрузок… Я сказал Майку: "Думаю, из этого получится что-то грандиозное". Он скривился и ответил, что не стоит горячиться: это может оказаться мыльным пузырем, который лопнет и о котором забудут через несколько дней". Но к концу недели в сети было уже 200 тыс. фото, через три месяца – 1 млн, под конец 2012 года – 30 млн, а сегодня – более 300 млн.
Приложение оказалось таким популярным, потому что оно визуальное, а язык изображений – универсальный, объясняет Кевин Систром. Конечно, это так. Но дело и еще в одном абсолютном козыре – фильтрах. Эти чудесные маленькие изобретения, которые постоянно обновляются, придают любому изображению, каким бы банальным оно ни было, винтажный дух в стиле Polaroid. Они делают мир красивым. Еще одна приманка – формат, который "позволяет людям показывать свою жизнь в движении, развитии", как говорит Кевин.
Сам Систром ведет классическую ленту: много фотографий с экзотическими пейзажами, пальмами, облаками, вафлями и чашками капучино с нарисованными листочками из молочной пенки – все это со множеством разнообразных фильтров. Его страницу можно было бы принять за "Инстаграм" среднестатистического пользователя, если бы не фото со звездами и запечатленные знаменательные моменты (например, создание учетной записи Барака Обамы). У звезд, между прочим, "Инстаграм" пользуется огромной популярностью: это отличный инструмент, позволяющий им контролировать свою репутацию в Интернете. Кроме того, это своеобразный ответ папарацци (можно поместить свое удачное селфи) и способ поддерживать связь с поклонниками в режиме реального времени.
Продукт Систрома и Кригера стал намного более эффективным средством связи, чем они могли предположить. И не только для людей: маркетологи тоже не ошиблись. Последние исследования показывают, что "Инстаграм" существенно опережает "Твиттер" и "Фейсбук", когда речь идет о запуске продаж. В Великобритании бренды получают около 3,6 % дополнительных доходов благодаря присутствию в "Инстаграме": это неплохая реклама.
Мир моды тоже очень любит "Инстаграм". Впервые Кевин Систром посетил модный показ в сентябре 2013 года – это был Burberry Prorsum. Сегодня он любит заглянуть на страничку "суперкрутого" fashion-блогера Даппер Лоу (@dapperlou) и Рейнера Джона (@thedressedchest), который ежедневно фотографирует свою комбинацию "рубашка + пиджак + галстук". И конечно же, он следит за самыми топовыми героями сети вроде Карли Клосс, у которой более 2 млн подписчиков, или Карой Делевинь, у которой их уже более 10 млн. Кевин не оставляет без внимания бренды: @diorofficial – 3,1 млн подписчиков, @louisvuitton – 4,2, @chanelofficial – 3,3… Такими цифры были, когда этот материал ушел в печать, но они каждый день растут.
"Вы можете часами рассказывать об одежде, но лучше ее показать. Особенно если представить ее в выигрышном свете. "Инстаграм" представляет большой интерес для любого бизнеса, связанного с эстетической и визуальной сферами. И именно мода на сегодняшний день лучше всего интегрировалась в "Инстаграм". Я постоянно наблюдаю за тем, как марки, дизайнеры, топ-модели и агенты находят новые способы самовыражения через "Инстаграм"". На ум сразу приходит Diesel, искавший манекенщиц через "Инстаграм", и бренды, которые стартовали благодаря этой платформе (Maison Labiche, à Paris).
Еще одно потенциальное направление сети – развитие бизнеса. Миллионы людей следят за показами мод в "Инстаграме" в режиме реального времени и могут тут же приобрести то, что их заинтересовало. Систром допускает даже, что вскоре сократится срок между показом и появлением вещей в бутике. Посмотрим, что будет лет через пять.
Кевину трудно предсказать, куда они с "Инстаграмом" приведут друг друга в будущем. "Честно, я не представляю, на что будет похож "Инстаграм"-2020. Создав приложение, мы нарисовали круг, поставили в его центр человека и разработали устройство, позволяющее ему фотографироваться, улучшать фотографии и распространять их среди своих друзей. На этом можно было бы остановиться, но мы обогатили предложение: ввели хэштеги, упростили доступ к звездам, маркам и в разные круги по интересам. Сейчас мне хотелось бы, чтобы "Инстаграм" стал еще более "живым", чтобы он позволял пережить вместе с ним самые разные события. Я хочу, чтобы мир жил параллельно с "Инстаграмом"".