Как парфюмерные колони оказались на пике популярности
Чистые, свежие, прохладные, уместные в любой ситуации, – колони, парфюмерный эквивалент белой сорочки, опять на пике популярности. Их путь к славе проследила Алена Пономаренко.
Смешать с сахаром, принять внутрь для ясности сознания и бодрости духа. Таков был самый распространенный способ употребления колоней в XVIII веке, – рассказывает знаменитый парфюмер Жан-Клод Эллена, 11 лет прослуживший главным "носом" Hermès. – Тогда одеколоны продавали в аптеках. Наполеон I справедливо решил, что потребителей неплохо бы защищать, – и издал указ, по которому фармацевты должны были писать на этикетке формулу средства. Но те быстро поняли, что с такими исходными бизнес обречен, – и снабдили одеколоны пометкой: "Для наружного применения". Начиналась эра ароматов.
По классической парфюмерной классификации в колонях (одеколонах, или eau de cologne – EDC) концентрация ароматных веществ самая низкая: ниже, чем в духах (до 30 %), туалетной (12 %) и парфюмированной воде (15-18 %), – всего 4-5 %. Но от этого правила есть множество отступлений. Так, американские и британские колони – это скорее туалетная вода, хотя на флаконах по традиции значится: eau de cologne. В то же время у множества французских марок освежающие композиции с обилием цитрусовых, зеленых, лавандовых и прочих прохладных нот скрываются в упаковках с маркировкой EDP.
Парфюмерный критик Елена Богомазова говорит, что мода на колони пережила пик в 30-е годы XIX века. "Появилось выражение "кожа должна дышать", которое врачи той эпохи сделали своим лозунгом. Это был триумф колоней, ставших одой опрятной элегантности, – рассказывает она. – Их летучие цитрусовые ноты создавали ощущение свежего прохладного ветерка". Новый виток популярности пришелся на конец 1990-х, когда Guerlain запустил Aqua Allegoria в роскошных флаконах с пчелами, напоминавших об Eau de cologne Imperiale 1830 года.
Несмотря на все очевидные признаки колоней (бурный цитрусовый старт, освежающие и зеленые ноты, летучесть и бодрящий характер), ароматы классифицировались как туалетная вода, чтобы не сбивать с толку тех, кто привык: "одеколон" – это из области утилитарного и гигиенического.
В 2009-м всплеск интереса к колоням спровоцировала парфувлеченная супружеская пара – Сильви Гантер и Кристоф Сервасель, основавшие собственный дом нишевой парфюмерии Atelier Сologne. Сегодня магазины и корнеры марки разбросаны по всей Европе (включая Украину), а словосочетание Сolognes Absolues, означающее, что брызжущие цитрусовые ноты смешаны с самыми яркими, драгоценными ингредиентами, перестало резать слух.
Сегодня колони выпускают даже в виде парфюмерной воды. Смысл в том, чтобы надолго "усадить" на кожу цитрусовые, зеленые и лавандовые ноты. Раньше это было практически невозможно: цитрусовые, например, – слишком летучи. Зато с современными технологиями возможно все: главный парфюмер Сhanel Оливье Польж придумал Eau Vive, в котором грейпфрутовая нота стихает только вместе с самим ароматом.
Жан-Клод Эллена считает, что всплеск интереса к колоням произошел благодаря новому социальному феномену: люди стремятся проявить свою индивидуальность как можно ярче, в том числе и с помощью аромата
(это, кстати, одна из причин, по которой стала безумно популярной "ниша", говорит он). "Такие люди никогда не купят что-то имиджевое вроде Terre d’Hermès или La Vie Est Belle. Зато если любимая марка дает им возможность выбора, как в случае с "садами" (Jardins) или колонями Hermès, – получается настоящая история любви", – говорит парфюмер. Его поддерживает преемница – Кристин Нажель. И добавляет, что колонь – простой и действенный способ привнести в свои будни легкость, счастье и радость.
Франсуаза Донш, ольфактолог Givenchy, тоже считает, что колони – это о счастье. "Нежный, прозрачный, сияющий, создающий хорошее настроение, пробуждающий чувство чистоты и лоска, колонь – как вода: освежает, возрождает и пробуждает. Он не бывает избыточным – в противовес сильным, глубоким запахам. А это значит, что его можно носить при любой оказии и при этом оставаться элегантной. Колони – это то, что можно отнести к категории истинных ценностей", – заключает француженка Донш.
Колони – очевидный выбор эгоистов: они держатся так близко к коже, что не позволяют окружающим насладиться волнами аромата, – а значит, создают ауру исключительно для своего хозяина. И в этом, конечно, кроется определенный чувственный подтекст: чтобы ощутить аромат, нужно сблизиться с его обладателем – во всех смыслах.
Вместе с тем колони практичны: их можно носить даже в спортзал без риска нарушить чужое ольфакторное пространство. Кроме того, они никогда не будут звучать навязчиво, удушливо или громко. Это свойство вкупе с правильной дозировкой делает их идеальным выбором для деловых встреч. "Всего два-три "пшика", – говорит Франсуаза Донш, – и возникает аура счастья, которая к тому же не вступает в конфликт с окружающей обстановкой". Если хочется вовлечь в свой вихрь энергии и свежести людей вокруг, достаточно увеличить дозу – распылить аромат на подкладку одежды, запястья, волосы, лопатки и ключицы.
Донш считает, что нынешнюю моду на колони можно объяснить еще кое-чем. "Это глобальное потепление, – говорит она. – Чем теплее вокруг, тем больше хочется "надеть" колонь. Для обоняния он все равно что хороший дождь – освежающий и несущий прохладу. Он очищает разум и возрождает".
Читайте также:
Книга о классификации ароматов и процессе их создания: Жан-Клод Эллена Perfume: The Alchemy of Scent