В киевской галерее "Лавра" открылась выставка Зинаиды Лихачевой, в которой художница продолжает исследовать знаковую для себя тему – украинская женщина, ее характер и сила.
В небольшом белоснежном зале галереи "Лавра" замерли в одинаковых позах 18 совсем юных девушек, а среди них и сама Зинаида Лихачева. У каждой в руках табличка с именем известной украинской женщины. Галина Острожская, Варвара Ханенко, Леся Украинка, Марко Вовчок, Маруся Чурай, Нина Строката-Караванская, Уляна Крюченко – тут биологи, писательницы, меценатки, правоведы, художницы, революционерки. На заднем плане – драматичное черно-белое видео с фотографиями этих героинь и строчками из их произведений, текстов, научных работ. Это – перформанс "Не тільки", в котором художница размышляет о колоссальной роли женщины в истории становления украинской нации.
"В моем списке великих женщин около 100 имен, в перформансе мы "использовали" пока только 18", – обьясняет Лихачева. На табличках, которые держат в руках участники перформанса, собрано краткая биографическая справках о героинях. В последнем предложении у минимум половины из этих 18 женщин, которые боролись за украинскую культуру, написано: "була ув'язнена/страчена". Перформанс Лихачевой чистый и лаконичный, ничего лишнего – а впечатление производит пронзительное.
"В украинской женщине скрыт огромный потенциал", – говорит Лихачева. – Я часто езжу в художественные экспедиции по Украине – от Чернобыльского Полесья до Закарпатья – общаюсь с местными женщинами в селах и городках, собираю информацию о их традициях и ритуалах. Я вижу, что чем лучше женщина знакома с духовной культурой своей земли, тем она сильнее, тем больше может сделать в общественной жизни страны – в политике, науке, власти. "Перформансом "Не тільки" я хотела напомнить о гражданской роли женщины, о том, что украинская женщина – не только хранительница семейного очага, как принято считать".
"Не тільки" и вправду впечатляет. Во время трансляции видео, которое "идет" под динамичный электронный трек, зрители замирают и почти не дышат, боясь разрушить атмосферу. А после – активно рассматривают таблички с именами исторических персонажей, читают написанное на них, а самые впечатлившиеся, особенно мужчины, тут же делятся между собой: мол, и вправду, всю историю Украины сделали женщины!
Во втором зале галереи "Лавра" Зина Лихачева демонстрирует видеоинсталляцию Flow. Это видео, которое проецируется на подвешенные с потолка ткани. Главная героиня видеоинсталляций – сама художница, которая рисует кисточкой этнические узоры. "Это орнаменты Чернобыльского полесья, с которыми я познакомились во время недавних экспедиций в Чернобыль", – говорит Зина, и тут же дополняет, что зритель очень по-своему "считывает" орнамент. "Большинство говорят, что эти узоры очень напоминают им гуцульский орнамент".
Сама Лихачева к украинской духовной культуре, которую она исследует в каждом своем проекте уже больше пяти лет, относится фанатично и со страстью рассказывает о "находках" из своих экспедиций. "В последнее время я заинтересовалась, как в украинских селах пекут хлеб, и с удивлением узнала, что в каждом карпатском селе свои правила замеса теста. У каждой земли – свой ритуал". В ближайшее время художница отправляется в новую экспедицию – в Чернобыльское полесье.
Выставка в галере "Лавра" продлится до конца ноября.
Фото: Арсений Герасименко