Икона стиля: Жан-Мишель Баския
"Мне нравится, что они считают, будто я плохой мальчик. Я думаю, это здорово"
Жан-Мишель Баския
В 1985 году Баския, знаменитый и успешный художник на пике славы, среди друзей которого были Ларри Гагосян и Энди Уорхол, а среди экс-возлюбленных — Мадонна, появился на обложке New York Times. В черном костюме Armani (его любимый бренд в те годы), босоногий, с дредами. Даже в самые сложные годы своей жизни – когда в начале 1980-х мать Баскии попала в психиатрическую больницу, а ему пришлось уйти из дома и жить на улице – Баския умудрялся выглядеть сногсшибательно.
Когда же его работы стал скупать весь модный Нью-Йорк, Баския снял роскошный лофт на Манхэттене, купил лимузин и полюбил костюмы Armani. Правда, к дорогой одежде он относился без пиетета: костюмы расписывал краской, а иногда прямо в них рисовал граффити. Кадр с 25-летним Баския на обложке New York Times сегодня вошел в историю, он же ввел в моду и фактически легитимизировал образ богемного художника: с запачканными краской руками, босого, с взъерошенными волосами. Художника, которому не нужно одобрение – но, бесспорно, нужно внимание. Через два года после съемок этой обложки Баския умрет от передозировки наркотиков в том самом лофте на Манхэттене.
"Художественный мир был наполнен белыми стенами, белыми людьми и белым вином, – говорила актриса и поэтесса Патти Астор о 1980-х в Нью-Йорке, — а Баския выделялся не только как темнокожий человек в привилегированном мире искусства, но и как художник, который привлек внимание к его этническому дисбалансу".
Расизм – одна из главных тем в творчестве Баскии. С дискриминацией он боролся всю жизнь. Его отец был иммигрантом из Гаити, а мать – американкой пуэрто-риканского происхождения. Баския свободно говорил на английском, испанском и французском. Вырос в Бруклине, с детства обожал искусство и проводил все свое время с матерью в МоМА, музее Гуггенхайма и Метрополитен. Позже, уже став звездой, Баския устроит выходку в одном из нью-йоркских музеев, облив водой выставленные картины из-за того, что среди них не было работ ни одного темнокожего художника.
Одна из первых работ Баскии называется Famous Negro Athletes (1981): на ней схематически изображены четыре мужских лица и бейсбольный мяч. Художник написал ее на одной из стен в даунтауне Нью-Йорка. Граффити открыл арт-критик Гленн О Брайен. "Это крайне политическая работа. Она отражает ожидания общества: мол, темнокожие могут прославиться как спортсмены, но никогда как ученые или художники", – написал критик. В этом году работу Famous Negro Athletes выставят на Sotheby's и рассчитывают продать за сумму от 2,5 до 3,5 миллионов долларов.
"Я не слушаю, что говорят искусствоведы. Я не знаю никого, кому нужен критик, чтобы узнать, что такое искусство", – говорил художник. Баския был провокатором, не любил журналистов и в интервью часто бывал резким, хотя именно пресса сыграла ключевую роль в его успехе. В 1980 году он принял участие в групповой выставке The Times Square Show, среди участников которой были Кит Харинг и Дженни Хольцер. Спустя год критик, а позже близкий друг Баскии Рене Ричард опубликовал статью The Radiant Child в журнале Artforum, и Баскию начали покупать коллекционеры.
Сегодня работы художника находятся в коллекциях Louis Vuitton Foundation, музеев Гуггенхайма и MoMА.