Не зная преград: паралимпийская чемпионка Оксана Ботурчук

NAME
28 октября 2021

Чемпионка и шестикратный призер Паралимпиад в Пекине, Лондоне, Рио-де-Жанейро и Токио Оксана Ботурчук – в спецпроекте Vogue UA

image

"Оксана, Паралимпиада вообще-то закончилась", – смеются тренеры, когда Ботурчук спустя всего неделю по прилету из Токио возвращается на стадион. Но она не представляет себе жизни без спорта, и, хоть нечеловечески устала после аномально длинного, пятилетнего цикла подготовки к Токио, скучает по бегу. "В моем возрасте это уже не работа, а образ жизни", – говорит 37-летняя параатлетка. Они с мужем Сергеем Балабаном, спортсменом международного класса по самбо и дзюдо, иной раз подшучивают друг над другом: "Когда уже это закончится?", но прекрасно знают ответ.

Со своей белоснежной улыбкой Оксана Ботурчук выглядит как настоящая звезда. Собственно, она и есть звезда: только с последней Паралимпиады (четвертой в карьере) она привезла три серебряные медали. А в июле вышел байопик "Пульс", основанный на истории ее жизни. Жанр фильма – "спортивная драма", и в целом это краткая история ее жизни. Спойлер: у драмы счастливый финал.

У Оксаны красивый загар, как после отпуска на островах. В отпуск так до сих пор и не выбралась, а загар заработала на тренировках. Говорит, у нее есть фото из Японии, где она тренируется перед финишем, а температура на градуснике +42 оС. Оксана бегает не одна: с ней – гайд, Никита Барабанов. Спортсменам с нарушениями зрения (в ее классе T12, к которому относят слабовидящих людей) нужны ассистенты, направляющие их во время стартов. Зрение Оксана потеряла в детстве после аварии, в которой пострадала вся семья. Тогда все чудом уцелели; чудом восстановилось и зрение – увы, лишь частично. Занятия спортом, в который привели ее папа, мастер спорта по самбо, и мама, КМС по легкой атлетике, пришлось прервать – тренироваться наравне с остальными было уже невозможно. Но у мягкой с виду Оксаны – спартанский характер. Она смогла вернуться в спорт – и ее тогдашний тренер, суровая Марина Цицарикова, констатировала: "Она стала на голову выше". Потерявшая зрение Ботурчук завоевала право выступить на юношеском чемпионате Украины – и та победа позволила ей вернуть свои позиции в спорте. Сейчас она видит, но слабо. Говорит, за столько лет привыкла – смотрит телевизор, даже читает. Единственное, сообщения предпочитает голосовые.

Как и любой человек, Оксана не всегда способна работать на пределе возможностей. Но ей, в отличие от остальных, приходится. Сложнее всего было после рождения второго ребенка. Тренер Константин Рурак (сегодня он тренирует Оксану вместе с женой Еленой) сантиментов не проявлял: "Что даст моя жалость? Есть работа, – и ее надо сделать". Иногда Оксана пытается протестовать: "Ну нет, по километру я бежать не могу". – "Хорошо, по километру не надо, беги просто 5 минут таким темпом", – соглашаются тренеры. В итоге выясняется, что пройдена дистанция 1,2 км, тренеры довольны, Оксана тоже.

Оксана – пример безусловного доверия, какое только может спортсмен проявлять к наставнику. О жесткой, требовательной Цицариковой, тренировавшей ее в школе, говорит, что после аварии ей нужно было именно такое отношение. Легендарного Виталия Сарычана, который проповедовал мягкий, вдумчивый подход и сумел привести ее к первой паралимпийской победе, вспоминает с любовью. Когда его персонаж появился в фильме, не могла сдержать слез. Нынешним наставникам, Константину и Елене Рурак, благодарна за тренерские хитрости и плавное развитие ее потенциала.

"От тренера зависит очень многое, – объясняет бегунья. – Он не должен выжимать все соки из спортсмена: нельзя делать ставку лишь на один олимпийский цикл". В профессиональном спорте типичен подход "победа любой ценой", когда после одного успешного сезона атлет исчезает с горизонта. "Лучше пожертвовать одним стартом и занять третье или четвертое место, – говорит Оксана, – зато продлить спортивное долголетие в более щадящих режимах". Руракам Оксана благодарна за то, что они сохранили ее здоровье и не ввергли ее в череду бесконечных травм и восстановлений. Сегодня спортсменка не исключает того, что все же полетит в Париж – тем более, что цикл подготовки обещает быть относительно коротким – всего три года.

Оксана говорит, что требовательна к себе и умеет терпеть, если надо. "Даже когда совсем тяжело, я говорю себе: ведь когда-нибудь сложный период закончится. Потом станет легче". Так было, когда родился второй ребенок; так было, когда подготовка к Паралимпиаде растянулась на пять лет. Как только стало понятно, что четко спланированный 4-летний паралимпийский цикл должен продлиться еще на год, Ботурчук со свойственным ей оптимизмом стала искать в этом позитив – и нашла: "Так это же к лучшему – пройдет еще год после вторых родов, я лучше восстановлюсь".

Оксана не планирует останавливаться на достигнутом – ни на карьере, ни на детях: мечтает еще об одном ребенке – и о тренерской работе. До декрета она успешно преподавала в Университете внутренних дел в Днепре. Студенты ее обожали – и за ее искреннюю любовь к делу, и за инсайдерские байки о профессиональном спорте. Ее долго тревожило одно: как же в тренерской работе засекать время спортсмена с виража на вираж? "Если 300 метров, я успею перебежать, – думала она, – а если 200?" А потом вспомнила, как в детстве, когда зрение после аварии пропало почти полностью, она просила сестру посмотреть, кто играет во дворе. Та из вредности отвечала: "Не скажу". Тогда самостоятельная Оксана придумала выход – брала бинокль – и на максимальной мощности вычисляла детей. "Ко всему можно приспособиться", – заключает она. И присматривает себе бинокль на будущее.

У нее в принципе лучезарный характер, но, помимо этого, помогает и первое психологическое образование. А еще – родительское воспитание, благодаря которому она знает: надо всегда рассчитывать только на себя. Этот инсайт ее настиг при рождении дочери: наступил момент, когда она поняла, что теперь все зависит только от нее самой, никто не поможет. То же и с олимпийскими победами: "Тренеры, массажисты, доктора сделали, все, что могли. А потом наступает момент, когда все. Сама".

Оксана самостоятельна в быту, но за руль по понятным причинам не садится – мечтает о компьютерной программе, которая работала бы как автопилот. Говорит, что ей облегчают жизнь звуковые светофоры. Если рядом люди, то она переходит дорогу вместе с ними, а вот если она одна, а на улице яркое солнце, то ничего не видно.

Когда спортсменка на сборах, у нее 9 тренировок в неделю (утром – беговые отрезки, бег с весом, с тачкой – с утяжелением, одним словом; вечером – длинная разминка, прыжковая работа, штанга, полуприседы, приседы); четверг – день отдыха ("Мы бегаем кросс"). В воскресенье Оксана просит выходной – "в силу почтенного возраста". Благодаря такому графику фигура у нее – на зависть: комплименты кубикам пресса регулярно прилетают в Инстаграм.

Тем, кто сейчас переживает трудный момент, Оксана говорит: "Если уж так сложились обстоятельства, надо жить в новой реальности, с коррективами, которые внесла жизнь, — говорит она. — Имея желание и силу духа, можно сделать все. Может, не в этом месте, может, не сию минуту — через год, два или три, — может, другим путем. Главное — верить и идти к мечте. Не надо отчаиваться. Мы сами в ответе за свою жизнь".

Популярное на VOGUE