Почему красота так важна в смутные времена, и какие легенды таят ароматы Dior, рассказывает Евгений Пономаренко, тренинг-менеджер Дома
В последнее время один из немногих каналов связи с внешним миром – эфиры в Инстаграм, где мы с коллегами говорим о красоте, вдохновении и духах. Как-то пришел такой feedback: "Как можно? – люди пытаются свести концы с концами, вы тут со своей красотой". И тут мне вспомнилась история. Как-то раз в Париже я застал праздник. Был выходной, люди высыпали на берег Сены и устраивали импровизированные пикники. У них была снедь, купленная в ближайшем магазине, и вино – по бутылке на одну большую компанию. Помню, меня поразила одна деталь: ни у кого не было пластиковых или бумажных стаканов. Все – абсолютно все люди – пришли на набережную со своими бокалами – красивыми, тонкостенными, с длинными изящными ножками.
Это напомнило мне еще об одной истории. Кристиан Диор открывал свой Дом после войны. Весь 1946 год он делал реконструкцию, а в 1947 состоялся показ первой коллекции.
Представьте: Франция в руинах, послевоенная разруха, люди экономят. И на этом фоне Диор показывает роскошное шоу: манекенщицы – девушки-цветы; новые силуэты – покатые плечи, тонкие талии; пышные юбки миди, на создание которых уходило 12 метров шерстяной ткани, три метра тафты и перкали и 150 часов ручного труда. Найти ткань для платья в сумбурные послевоенные годы было сложно; найти роскошную ткань для роскошного платья – невозможно совсем. Конечно, случился скандал. Женщины, считавшие себя борцами за нравственность, встречали на улицах моделей Dior и срывали с них платья.
Кристиан Диор на упреки ответил просто: "Я хочу, чтобы после тяжелой войны люди скорее пришли в себя". Он хотел вернуть жителям Франции их довоенные привычки: красивые прогулки, неспешные завтраки с семьей, элегантное общение в дорогом антураже – все те ритуалы, которые превращают жизнь из обыденности в прекрасное путешествие. И создают joie de vivre – радость бытия.
Эта радость сейчас важна как никогда. Красиво завтракать, красиво сервировать стол, даже готовя для семьи, которую видишь 24/7. Принимать душ в удовольствие, использовать ароматы, делать маски, укладывать волосы, красить губы – чтобы просто не выпасть из жизни. Ведь мы не хотим выйти из карантина и почувствовать ужасающий диссонанс: вокруг весна, все благоухает и цветет, а на улицах – замученные люди. Несмотря на всю неуверенность в будущем, ежедневные ритуалы красоты действительно спасают.
Диор был тем дизайнером, который одним из первых начал превращать показы в красивые, наполненные эмоциями шоу. Атмосфера, детали, антураж, модели – все было особенным. Модели у Кристиана Диора были не просто манекенщицами, они играли роли – каждая свою. Одной модели месье Диор выдал сложную роль: ей надлежало выглядеть одновременно надменной – и растерянной. Бедняжке удавалось либо то, либо другое, но совместить эти два образа не удавалось никак. Тогда прямо перед выходом модели на подиум месье Диор дал указание расшить платье живыми ландышами – с обратной стороны. Этой простой, но такой необычный трюк изменил все. Модель понимала: о том, что платье расшито живыми цветами, знала только портниха, которая пришивала их к подолу юбки, и Кристиан Диор. И ни одна живая душа в зале. Девушка шла по подиуму горделиво, но застенчиво – и с блеском исполнила роль. В этой небольшой истории, которая родилась спонтанно, и скрывается магия Haute Couture. За фантастической красоты вещами – всегда творческое начало, труд, поиск и вдохновение.
Что-то похожее и по сей день происходит с духами Dior. Для Miss Dior их выращивают в садах поместья Шато де ла Коль Нуар и собирают вручную, несколько недель в году, пока бутоны свежи, а солнце не яркое. Спрашивается: почему именно так? – разве нельзя взять любые другие розы? – Наверное, можно, но магия Couture строится из множества элементов. Именно они создают эффект удовольствия, который всегда сопутствует любому продукту Дома. И именно они превращают вещь в шедевр.
Авеню Монтень, где находится бутик Dior, – интересная улица: с одной стороны она упирается в Елисейские поля, с другой – в Сену, благодаря чему по ней всегда дует ветер. Запуская свой первый аромат Miss Dior, Кристиан Диор извел несчетное количество флаконов (в пересчете на объем это было около 20 литров парфюма в месяц), чтобы ароматизировать помещения бутика.
Покупательницы слышали неземной аромат, только приближаясь к дверям. А ветер разносил волны Miss Dior то в одну, то в другую сторону, привлекая внимание случайных прохожих и постоянных клиенток бутика. Кристиан Диор ценил простые добрые ритуалы, которые сопровождают нас всю жизнь: беседы, прогулки, совместные обеды, походы в театр. Но он также умел добавлять магии в обыденность и знал толк в роскоши.
Новый Miss Dior достался в подарок первым двумстам гостьям и участницам памятного шоу 1947 года. Диор хотел, флакон был продолжением аромата и обладал всеми элементами, которыми он наделял платья.
В нем были "зашиты" его воспоминания, символы и коды, а также элементы мистики, связанные с его жизнью.
Первым флаконом для Miss Dior была амфора, которую заказали на хрустальных заводах Baccarat. Эти флаконы можно найти до сих пор в антикварных лавках, – и стоят они очень дорого.
Почему именно амфора? – ну во-первых, она отражала концепцию стиля New Look – тонкая талия, пышные бедра, покатые плечи. Идея женственности, которая мало ассоциируется с послевоенной модой, а, скорее, напоминает о Марии Антуанетте и моде XVIII века (собственно, ее и переосмыслил Диор, дав пост-модернистский взгляд на моду того времени). Амфора идеально совпадала по контурам и силуэту с новым взглядом на женскую красоту. Во-вторых, амфора напоминала 8 – мистическое число удачи для месье Диора. Иногда он по восемь раз объезжал вокруг собственного дома – на удачу.
Насчет флакона есть еще две легенды: амфоры украшали каминные полки в той части Версаля, где жила Мария Антуанетта, источник вдохновения кутюрье. И, наконец, парфюмерная компания Christian Dior Parfums продолжада идею великой парфюмерии: именно в амфорах со времен античности перевозили ароматические компоненты.
Miss Dior впервые был выпущен в 1947-м и возрожден вновь в 2005-м благодаря запуску Miss Dior Cherie. C 2010 года лицо аромата – актриса Натали Портман.
"Хотите увидеть мои платья? – Откройте мой аромат", – говорил Диор.
Флакон Joy – на первый взгляд, ничего особенного: классический цилиндр, характерный для XVIII века. Но на флакон Dior Joy Intense нанесены насечки, напоминающие плетение каннаж. Оно использовалось с древних времен: сначала с его помощью плели силки и сети; затем – использовали для отделки загородной мебели. Каннаж украшает и сумку Lady Dior. Каннаж на флаконе –напоминание о беззаботной загородной жизни, с ее медленно текущим временем, спокойствием и красотой природы.
Цвет духов – не случайность. "В гардеробе у женщины должно быть хотя бы одно розовое платье", – говорил месье Диор. Он ценил розовый. Крышечка Joy – как катушка серебряных ниток, которые используют для платьев Haute Couture.
Если заглянуть под крышечку Joy, можно найти звезду – счастливый символ Кристиана Диора. В 1946 году, в поисках инвестиций для открытия собственного Дома, он договорился о встрече с богатейшим человеком того времени, текстильным промышленником Марселем Буссаком. И прямо накануне нашел металлическую звезду, которая по традиции помещалась в центральной часть колес парижских извозчиков. Диор сразу вспомнил, что пол его дома, где он жил ребенком, был украшен звездами. Деньги ему тогда, конечно, дали, а звезду кутюрье с тех пор считал счастливым знамением. Еще одна звезда Joy спрятана на донышке флакона. Она напоминает розу ветров и зовет в путешествия.