Спустя три года после выхода альбома MOZAЇKA группа ONUKA выпускает KOLIR — третий полноформатный альбом. В KOLIR вошли десять треков, три из которых уже хорошо знакомы слушателям: лиричный и интимный сингл СЕАНС, посвященный страхам; смелый, энергичный трек XASHI с мощным социальным месседжем и современная веснянка ZENIT.
KOLIR открывает новый этап в дискографии ONUKA. Это самый интимный и откровенный альбом, во многом навеянный событиями из личной жизни лидера группы Наты Жижченко: в 2020 году Ната и саунд-продюсер группы Евгений Филатов впервые стали родителями.
"В музыкальном смысле этот альбом — симбиоз между первой, классической пластинкой ONUKA и более электронным релизом VIDLIK. Мне кажется, этот альбом действительно приобрел цвет. Он звучит так, как я "звучу" и ощущаю себя сейчас: иногда бываю жесткой, боевой, а иногда — нежной мамой, которая поет колыбельную. — рассказывает Ната Жижченко. — В новом альбоме нет треков ни о пандемии, ни о войне, ни об экологии — об этом мы уже многое сказали своей музыкой. Локдаун дал возможность больше сосредоточиться на собственном внутреннем мире и писать о личном".
KOLIR — альбом-открытие, альбом-прецедент: в нем много того, что группа сделала впервые. Так, впервые за восьмилетнюю историю ONUKA записан дуэт — композиция UYAVY была создана совместно с группой "ДахаБраха". Коллаборация двух главных этно-групп страны — большое событие и удовольствие для поклонников. Первое взаимодействие ONUKA и "ДахиБрахи" случилось в 2019 году в рамках сотрудничества с брендом "Моршинская", тогда же возникла идея и о полноценном дуэте. UYAVY — динамичный и наполненный дикой энергией трек, в котором сходится самобытный колорит "ДахиБрахи" и почти танцевальное звучание ONUKA.
"Честно говоря, я не очень люблю дуэты. Мне нравится, когда артист работает в своем ключе, а в дуэте часто кто-то теряет свою идентичность. — говорит Ната Жижченко. — Но наш трек с группой "ДахаБраха" мне очень нравится. Марко поет про обыденность жизни, девушки — о несчастной любви, а мой посыл — о мире, в котором нет бед. Все движется по кругу, и, какие бы ни были проблемы, завтра наступит новый день".
Еще один сюрприз — композиция SON. Она была написана братом Наты, музыкантом Александром Жижченко, 20 лет назад. А сейчас ONUKA записала ее в сопровождении народных инструментов, которые придали лиричному треку масштабное и одновременно тонкое звучание.
В новом альбоме немало социальных месседжей, без которых невозможно представить творчество ONUKA. Так, трек GUMA посвящен равнодушию общества по отношению к людям с ограниченными возможностями. Этой композицией, в основу которой лег звук входа в метрополитен, записанный для незрячих, на станции метро "Славутич" в Киеве, ONUKA хочет продемонстрировать незащищенность этого слоя населения в нашей стране. "Не слышу, не вижу, не говорю" — три действия в лейтмотиве GUMA как нельзя лучше описывают реалии, в которых мы живем, — полные безразличия, рассеянности и апатии. Особенно они касаются людей с ограниченными возможностями, больше других страдающих от этой индифферентности.
"Даже не знаю, что хуже: равнодушие или характерная для нашего времени фейсбучная вовлеченность во все, на самом деле довольно фейковая. У каждого из нас столько проблем, что вовлекаться по-настоящему, испытывать глубокую эмпатию сложно. Нет ни одной семьи в Украине, которая не столкнулась бы с болезнью, горем, которая не пострадала бы от войны. Я уверена: чтобы помогать другим и быть неравнодушным, нужна большая отвага".
По словам Наты Жижченко, ее любимый трек в альбоме — TY. Текст Ната написала сразу после рождения сына, ну а история создания музыки — почти этнографический детектив.
"В прошлом году мне в руки попали десять вполне реальных старинных украинских свистулек возрастом более века — детских музыкальных инструментов, сделанных из глины, — рассказывает Ната. — По предложению Музея истории Киева я озвучила их для тематической выставки. Интересно, что, несмотря на вид и почтенный возраст, пять из них заиграли очень чисто и ясно. Но на этом история не закончилась. На одной из свистулек каким-то чудом удалось сыграть мелодию, которая, уже с аккомпанементом, напомнила мне произведения Тараса Петриненко. Музыканта, которого я бесконечно ценю и уважаю. Артиста, чья музыка сопровождала меня в детстве на эскалаторах киевского метрополитена. И вот этой мелодии с отголоском эстрады 80-х мы с Женей решили попробовать придать современную форму.
Сочетание этих трех элементов — эстрады прошлого века, свистулек позапрошлого и стимпанковского звучания QСhord — и для меня, и для Жени стало реальным экзаменом, который хотелось сдать. В конце концов, это единственный трек, на котором можно услышать музыкальную игрушку, кем-то потерянную когда-то давно на территории Киевской области — и найденную в наши дни!"
Финал альбома — яркая точка, которая также станет сюрпризом для слушателей. Сингл с почти мистическим и очень личным названием "23.42" — колыбельная, которая в исполнении Наты звучит нежно, откровенно, почти как признание. Многие из нас не раз слышали традиционную украинскую колыбельную "Ой ходить сон коло вікон", но в интерпретации Наты эта народная песня представлена неожиданно современно.
""Ой ходить сон коло вікон" — моя любимая колыбельная. Недавно я записала ее дома в электронной лоу-фай-версии. "В качестве аккомпанемента там звучит мой любимый старенький омникорд. Мы подумали, что будет логичным закрыть этот альбом именно колыбельной, которая фактически стала саундтреком моего года. Для меня это символично".
На обложке альбома Ната изображена в украшениях дизайнера из Лондона Ги Бултовски, созданных из переработанного пластика. Бусы, которые на Нате, сделаны из расплавленной одноразовой посуды. Для артистки, известной своей активной социальной позицией, это возможность в очередной раз напомнить о необходимости осознанного отношения к окружающему миру.