Марьяна Головко, солистка опер "GAZ" и "IYOV" , одна из самых ярких джазовых певиц Украины, признается: ей понадобилось больше пяти лет, чтобы признать, что мультижанровость – это ее сила. О знакомстве с режиссером Владом Троицким, "полубогемной" семье и сольном проекте SUOK Марьяна рассказала vogue.ua.
В начале ноября мы пригласили Марьяну Головко выступить на афтепати нашей конференции Vogue UA Conference. Формально вечер, концепцию которого придумал пианист Фима Чупахин вместе с командой Vogue, был посвящен соул-музыке, но трек-лист Марьяны Головко был неожиданным. Она исполнила композицию "Send In the Clowns" из мюзикла Стивена Сондхайма "Маленькая серенада" 1970-х и арию "Nessun dorma" из оперы Пуччини "Турандот". Сказать, что это было блестяще – не сказать ничего: до мурашек, до слез. В этом вся Марьяна. Не знает границ в жанрах и неутомимо экспериментирует, она щедрая и харизматичная певица, отдает себя музыке без остатка, легко переходя от джаза к теноровой партии Пуччини. Марьяна способна переложить на музыку сонет Шекспира (именно это она сделала для оперы "Кориолан" в 2015 году), спеть поэзию Бродского или предложить режиссеру: "А давайте введем в спектакль ирландскую народную песню XVIII века" – и исполнить ее так, что зрители на премьере будут вытирать слезы.
При этом Марьяна признается: свою универсальность признала не сразу. "У каждого артиста должно быть "лицо", своя особенность. Раньше от своей я бегала, а сейчас приняла: я мультижанровый артист. Я поняла, что не стоит этого стесняться. Раньше часто слышала: Марьяна, определись, кто ты, так нельзя. Как это нельзя? Можно! Оперные певицы поют в Белом доме джазовые стандарты, джазовые вокалистки выходят на сцену Метрополитен-опера. Голос – инструмент, ты можешь творить с ним чудеса".
Мы встречаемся с Марьяной в обед в баре отеля 11 Mirrors в двух шагах от Национальной оперы. Марьяна заказывает "бодрящий зеленый чай". Говорит: "Прочла, что кофе забивает сосуды, и теперь считаю чашки. Вообще я не из зожниц, но к 36 годам начала обращать внимание на эти вещи". Я впервые увидела Марьяну пять лет назад в маленьком уютном помещении театра "ДАХ", где Влад Троицкий репетировал оперу "Кориолан". Ту сцену помню до сих пор: Марьяна распевалась, а актер Антон Литвинов на фоне ее "песни" речитативом читал монолог Кориолана. С "Кориолана", по сути, началась большая карьера Марьяны Головко в качестве оперной певицы.
"Я пришла в музыку совсем из другой тусовки (Марьяна работала в инвестиционной компании — прим.авт.) и о театре "ДАХ" знала поверхностно. У меня не было друзей-музыкантов, я вошла в новый мир, и на меня смотрели с опаской: ты кто, из Нархоза? Ты что, петь собралась? Ха-ха", – вспоминает Марьяна. В музыкальной школе, где Марьяна преподавала вокал детям, познакомилась с пианисткой Юлией Ваш. "В какой-то момент позвонила Юля: Марьяна, есть проект, опера Влада Троицкого". Я тогда не поняла, о чем речь. "Нам нужно многогранное сопрано, и я подумала о тебе. Хочешь попробовать?" – спросила Юля. "У меня екнуло: наконец-то академическая среда, моя природа! Я-то никогда не была в "ДАХе" и не знала, что этот театр не имеет никакого отношения к академическому искусству".
Марьяна со смехом вспоминает, что накануне очень волновалась, поэтому хорошо подготовилась ко встрече, проштудировав в интернете все про Влада. "Я человек из финансовой среды. Там принято перед тем, как идешь на собеседование, все прочесть о человеке. Более того, я и внешне подготовилась: надела платье, шпильки. Уже по дороге поняла, что это все не то, и прямо в переходе на Лыбедской купила кеды за 200 гривен. Там же переобулась и пришла в театр". Марьяна так живописно рассказывает эту историю, что я вижу ее, как в кино – надеюсь, она войдет в биографию артистки, которую когда-нибудь обязательно напишут.
При встрече Влад Троицкий в своей прямолинейной манере спросил Марьяну: "А что ты можешь?" "Я не самый смелый человек и не умею себя рекламировать, – вспоминает судьбоносную, без преувеличения, встречу Марьяна. – Но тут я решилась и ответила: а что бы вам хотелось? "Народное можешь?" – "Могу". Следом появились и академические партии и даже мною предложенные авторские композиции. И меня понесло. Я попала в свою среду — где тебя принимают, где на тебя не смотрят оценочно. До этого я часто ездила на вокальные конкурсы, но там жесткая атмосфера, в академической среде все видят в тебе конкурента. А в "ДАХе" было тепло, как в кругу друзей".
В интервью Марьяна то и дело говорит об атмосфере и о том, как важно ей, чтобы ее понимали и слышали. Это не формальность и не пустые слова: чуткая, эмоциональная Марьяна признается, что в ее мировоззрении человек – во главе всего. "Я из редких артистов – для меня человек важнее искусства. Я никогда не ставлю искусство выше человека. Human to human — мой девиз. Я с уважением отношусь к людям, которые жертвуют собой ради искусства или карьеры, но мне сложно примерить это на себя. Если человек заболел, я считаю, надо отменить спектакль – а многие считают, что нужно выходить на сцену больным, умирать на сцене. В современном мире мы редко прислушиваемся к друг другу, редко друг друга слышим. В Nova opera у нас все не так: все коллеги очень необычные и чуткие".
Музыкальная формация Nova Opera родилась пять лет назад с той самой оперы "Кориолан". Ее "отец-основатель", шутит Марьяна, – Влад Троицкий, человек, благодаря которому существуют группы "ДахаБраха" и Dakh Daughters. "Уникальный талант Влада – собирать людей. Как бы мы иначе встретились, если бы не Влад? Собрать таких разных людей в одном пространстве, бросить им "волшебную пыль" и вдохновить творить вместе – разве не чудо?"
Именно Троицкий привлек к проекту композиторов Илью Разумейко и Романа Григорьева, для которых эта работа стала дебютом в современной неакадемической опере. За пять лет в репертуаре коллектива появились оперы "Ковчег", "Вавилон", GAS, "Воцек" на стихи Издрика, "Аэрофония" и самый нашумевший проект – опера-реквием "IYOV", написанный на основе библейской книги Иова. Оперу "IYOV" для препарированного рояля уже успели показать по всему миру, от Парижа до Нью-Йорка; американское издание Theater Now признало "IYOV" одной из десяти лучших опер 2019 года.
Марьяна Головко поет ключевую партию, а мировой успех объясняет двумя факторами – уникальной украинской мелодикой и новаторством в режиссуре. "Европа, которая уже "съела и выплюнула" авангардный театр, соскучилась за таким искусством. В "IYOV" есть гармония, украинский мелос. Например, в части "Сон Иова" много украинской этники, это мелодизм "из земли", его невозможно не заметить. Невозможно не заметить и нерв, который дали ему авторы, композиторы Роман Григорив и Илья Разумейко. Также успех связан и с библейской темой. Книга Иова – самый старый и самый сложный библейский текст и один из самых глубоких текстов в мире вообще. Ну и новаторство, конечно. Оно заключается не в препарированном рояле, это еще Джон Кейдж придумал. Новаторство в том, что под обложкой современного искусства находится абсолютно чистый, классический реквием".
Современная опера – лишь одна из многочисленных музыкальный страстей Марьяны. В этом году в Софии Киевской она исполнила оперу "Безмежний острів" украинского композитора Виктории Полевой ("Это небожительская музыка") и теперь признается, что загорелась музыкой барокко. Хочет исполнить Доуланда, Персела. Кроме этого, давно мечтает спеть цикл Валентина Сильвестрова: "Я выросла на Русановке: я жила на шестом этаже, а Сильвестров на пятом. Тонкие связи этого города! Я чувствую, наступит время, и Сильвестров в моей программе появится". Собирается с большим джазовым концертом в Вашингтон.
А самое главное вот что: Марьяна работает сразу над двумя альбомами для своего сольного проекта Suok. Название для него Марьяна позаимствовала из сказки "Три толстяка" Юрия Олеши: так звали девушку-циркачку, которая повела за собой революцию. "Я с большим уважением отношусь к смелости этой маленькой девочки Суок. И дело вообще не в революции, а в ее отваге", — говорит Марьяна. Основа Suok — джаз, фанк, соул и пронзительная поэзия самой певицы. "Эта музыка – мой манифест за чистоту, правду, за чистую слезу музыки. Я желаю каждому в этой стране, чтобы он мог создавать ту музыку, которую хочет. Наконец у меня появилась такая возможность – финансовые ресурсы, люди, музыканты".
В беседе Марьяна то и дело говорит о семье – и особенно об отце. Свою семью Марьяна называет "полубогемной", а на мой удивленный вопрос "Как это?" отвечает: "Моя тетя — режиссер, мой дядя —переводчик. Папа — бывший барабанщик, ставший финансистом, мама — библиотекарь. Я с детства слушала музыку, полюбила театр, но росла не так, как дети актеров или режиссеров, когда дом полон богемных людей – нет, всего было в меру". Наверное, от этого и в самой Марьяне всего в меру: до музыкальной карьеры девушка сделала вполне приличную карьеру в инвестиционном бизнесе, а тот образ жизни в одном из интервью Марьяна в шутку описала как "все как у всех: машина в кредит, абонемент в спортзал на год".
Мы прощаемся. На фоне в баре играет джаз. "Какой здесь чудесный плейлист", – восклицает Марьяна и спешит на репетицию.
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Мария Павлюк