Украинка Оксана Лынив стала главным дирижером оперы Граца и рассказала Дарье Слободяник, кто распространяет миф о том, что дирижерство – неженское дело.
"Оркестр – это вулканическая энергия. Нет ничего удивительнее, чем руководить сотней людей, которые создают музыку", – быстро говорит 38-летняя львовянка Оксана Лынив, крепко пожимая мне руку. Хрупкая, стройная, с идеальной талией и голливудской улыбкой. И только строгий черный фрак – доказательство ее неженской, на первый взгляд, профессии. Последние четыре года Оксана живет в Мюнхене, где работает в одном из главных театров мира – Баварской опере, но мы встречаемся в Киеве. Дирижер прилетела в Украину на пару дней – для того, чтобы выступить с оркестром "Киевские солисты".
"Быстро, быстро! Начинаем с Дворжака"; "Контрабасы, ускорьте сердцебиение!"; "Первая скрипка, вы спешите!" Хлесткие, короткие фразы Оксаны эхом разносятся по залу филармонии. Оксана строга, но едва атмосфера накаляется, – улыбается и шутит, мгновенно разряжая обстановку. Женские уловки? "Я очень редко использую типично женские "штучки" в работе. Разве только когда нужно найти подход к сложному музыканту. В основном же мне помогает интуиция".
В прошлом году Оксана вошла в тройку лучших женщин-дирижеров мира и получила приглашение возглавить оркестры сразу от десяти немецких театров. Ее график расписан до 2019 года: после Киева Оксана летит в Мюнхен, где продолжит работу штатного дирижера в Баварской опере, в апреле будет ставить "Летучего голландца" Вагнера в Барселоне, а в августе переедет в австрийский Грац, где станет первой женщиной – руководителем оперы в истории этого города. Жить в таком жестком режиме Оксане комфортно. "Потому что не нужно бороться за каждую возможность выступать, а можно готовиться к тому, что уже запланировано".
Женщин-дирижеров в Украине фактически нет, и в 2003 году, после окончания Львовской музыкальной академии, Лынив была уверена, что не скоро встанет за дирижерский пульт. Но в академии увидела листовки о Международном конкурсе Густава Малера в Германии, подала заявку – и стала финалистом среди 400 участников. Конкурс дал старт ее международной карьере – Оксана успела поработать ассистентом в Бамбергской филармонии, окончила магистратуру в Дрезденской филармонии, получила несколько стипендий от Гете-института и, наконец, покорила Баварскую оперу, куда стремится попасть любой музыкант: театр славится тем, что здесь работают самые радикальные режиссеры мира. "Я дебютировала в Мюнхене в 2014 году. До этого пять лет работала в Одесской опере, но в Мюнхене была никем. На следующий день после концерта вышли рецензии: мол, обратите внимание на молодого дирижера из Украины – пресса в Германии следит за каждым дебютантом. В 2015 году я ставила весь современный репертуар и получила приз Мюнхенского оперного фестиваля. На Западе моя карьера развивается так динамично, что иногда я не верю в происходящее".
Как только в графике Лынив появляется окно, она летит в Украину. Не только для того, чтобы отдохнуть под яблоней в саду ее отца в небольшом городке Броды, который расположен в ста километрах от Львова, где Оксана начинала карьеру солисткой народной капеллы. "Все мои поездки в Украину – это продолжение творческих проектов. Это проекты совершенно не прибыльные: оркестры, которые меня приглашают, не могут ни выплатить мне гонорар, ни даже билеты на самолет заказать, но мне очень важно поддерживать тесную связь с украинскими музыкантами, быть в курсе творческой жизни". Оксана признается, что на днях отыскала в графике свободную неделю – и уже запланировала повторное выступление с "Киевскими солистами". Правда, через полтора года…
Что это – ностальгия? Амбиции? Оксана перебивает: "Нет, меньше всего здесь амбиций. Я ненавижу слово "эмигрант" – я не эмигрант. Мне важно делать мировую карьеру, но при этом присутствовать и в Украине". Для этого Оксана со свойственной ей энергией легко нашла меценатов – и в августе запускает в родном Львове LvivMozArt, международный фестиваль классической музыки. Среди его партнеров – главные фестивали мира: Бетховенский в Бонне и Зальцбургский.
Сегодня Лынив входит в тройку лучших женщин-дирижеров мира. Выше только австралийская суперзвезда Симона Янг – в прошлом дирижер Сиднейской оперы, а сейчас – Гамбургской филармонии. Но Янг – 56 лет, а Оксана, по меркам классической музыки, молодой дирижер. К своим успехам относится просто и признается, что ей помогает "завзятый" львовский характер. "В университете нам навязывали ощущение второсортности – мол, можете даже не подавать свои анкеты на международные конкурсы, Европе они неинтересны. Но сегодня все иначе, и я могу бороться за классную должность вместе с другими кандидатами со всего мира".
Оксана считает, что мир классической музыки очень жесток: ярких персонажей замечают сразу, но если ты совершаешь ошибку – об этом знают все. "Директор оперы Граца Нора Шмид призналась, что следила за моей карьерой с 2005 года, когда я впервые приехала в Европу. 12 лет! Каждый взмах палочкой – под прицелом". А недавно Оксане позвонил агент и заговорщически сообщил, что к ней присматривается дирекция Метрополитен-оперы: она – в списке возможных дебютантов театра.
О дискриминации в профессии Лынив говорит без стеснения: "Самыми большими хранителями мифа о том, что дирижерство – неженское дело, являются мужчины-дирижеры. Они очень оберегают свою профессию. А еще, простите за провокацию, но все же скажу: женщин-дирижеров не любят в первую очередь женщины-оркестрантки. Они скорее проголосуют за руководителя-мужчину. А мужчины, кстати, любят девушек-дирижеров: меньше конкуренции. За пару месяцев в Баварской опере я узнала весь мужской состав по именам: в перерывах мы шли пить кофе и знакомились. После премьер мужчины-оркестранты подходят с бокалом шампанского, поздравляют. А женщины – никогда".
Фото: Anton Kovalenko
Стиль: Venya Brykalin
Макияж и прическа: Vitalia
Ассистент стилиста: Sonya Tsygankova
Продюсер: Vika Yukhymenko
Читайте также: