Все о джазе: интервью с организаторами Alfa Jazz Fest
С 23 по 27 июня вся Украина отправится во Львов, где в седьмой раз пройдет Alfa Jazz Fest. О провокациях, которые устраивают против фестиваля львовские политики, о хедлайнерах, больших и маленьких победах и ценах на билеты Vogue.ua поговорил с арт-директором фестиваля Алексеем Коганом и исполнительным директором Натальей Горбачевской.
На киевской пресс-конференции пару недель назад вы говорили о том, что представители некоторых политических партии намекнули, что не дадут вам провести фестиваль из-за того, что его главный спонсор – Альфа-банк. Спустя неделю после этого в интернете появились фейковые голосования, по результатам которых якобы 98 процентов львовян против проведения Alfa Jazz. Есть ли какая-то реальная угроза фестивалю? Это просто пиар за ваш счет, или вы чего-то реально опасаетесь?
Наталья: Мы живем в стране и в мире, где очень сложно что-то прогнозировать. Во Львове некоторые политики действительно создали "штаб противодействия фестивалю". Они устраивают фейковое голосование в интернете, накручивая голоса. При этом когда IT-специалисты, к которым мы обратились за помощью, отключили счетчик, который автоматически накручивал голоса, стало понятно, что 87,5% голосовавших как раз "за". Опасен не тот факт, что у людей есть другое мнение – это нормально, они могут не любить джазовую музыку, не понимать её. Настораживает другое: грязные и прогнившие подходы, которые активно используются, например, в украинской политике, вдруг задействованы по отношению к культуре. Те, кто ведут борьбу против Alfa Jazz, пытаются обмануть людей, выдать черное за белое. К нам и в прошлом году, и два года назад приходили с транспарантами по разным поводами. Но одно дело – когда ты просто высказываешь свою точку зрения, другое – когда ты пытаешься обмануть зрителей и слушателей. Мы неоднократно проводили во Львове социологические опросы, которые показывают абсолютную поддержку фестиваля. Поэтому не нужно нас удивлять фейковыми голосованиями.
У фестиваля сегодня образцовый имидж: трансляции с Alfa Jazz ведет телеканал Mezzo , а Guardian включили вас в список лучших джаз-фестивалей Европы. Но мы же понимаем, что так было не всегда, имидж формируется годами. На какие усилия вам приходилось идти? Приходилось ли стучаться в закрытые двери?
Наталья: Конечно. Mezzo, например, очень закрыт для неизвестных им мероприятий. Мало того, у нашей страны неблагоприятный имидж в мире, нас ассоциируют с проблемами. В Mezzo мы долго стучались, но они не отвечали. Закончилось все тем, что я, будучи в отпуске, просто приехала к ним в офис с презентацией. Попала к человеку, который этими вопросами занимается. Еще до того момента, как мы с этой девушкой увиделись, ничего, кроме Большого театра в России, о культурной жизни в постсоветских странах она не знала. Поэтому для того, чтобы мы себя зарекомендовали, нам приходилось делать немножечко больше, чем всем остальным.
Алексей: Дайте нам дойти без всяких внешних раздражителей до отметки 10 лет и тогда поговорим. Не забывайте: все лучшие джаз-фестивали мира – старожилы: фестивалю в Монтре – 50 лет, North Sea Jazz в Роттердаме – 47, Лондонскому – 37 лет. Нам только семь, и в этом году Guardian включили нас в список лучших джазовых направлений.
А о чем вы мечтаете, но никак не получается реализовать на Alfa Jazz?
Самая нерешенная задача нашего фестиваля, которую мы уже начали, кстати, решать – это "продавать" украинских музыкантов на запад. При этом уже есть артисты, которые к этому готовы. У нас сейчас очень хорошие перспективы с джазовым фестивалем в Польше, которые предложили обмениваться артистами. Но и нам стоит побороть предубеждение к бесплатным сценам фестиваля – на площади Рынок и у дворца Потоцких. Не стоит думать, что если музыкант выступает на площади Рынок, то это значит, что он хуже, чем тот, кто выступает на главной сцене. Это заблуждение. Я часто видел, как люди сдавали дорогие билеты на сцену имени Эдди Рознера, и шли слушать артистов на площади Рынок. Хотя если у вас есть хорошие ножки и большое желание, то вы сможете успеть на все концерты.
Что вам мешает сделать Alfa Jazzпо-европейски длинным фестивалем – продлить до недели и больше?
Алексей: Посмотрите список спонсоров у фестиваля North Sea Jazz. У них – сотни, у нас – десятки названий. Фестиваль в Монтрё длится две недели, но, извините, это империя. А если говорить про Лондонский джаз-фестиваль, то сравнивать Львов и Лондон некорректно. Потому что в Лондоне десятки отличных площадок и концертных залов, а во Львове их нет. Есть Оперный театр, Филармония и Консерватория, каждый из которых не вмещает даже 1000 человек – какие должны быть билеты, чтобы окупить этот фестиваль?.. Во время Лондонского фестиваля задействован весь город – к примеру, десятки церквей и соборов, а еще промзона и так далее! Люди едут на метро с пересадками в промзону, чтобы услышать любимых музыкантов. Львов пока не готов к этому.
Наталья: Давайте посмотрим реально, а мало ли пяти дней. Во-первых, наша публика не такая подготовленная, как там, а, во-вторых, не такая платежеспособная. Там люди платят полную стоимость за билет, у нас же цена скорее меценатская. Реальная цена билета на концерт на главной сцене должна не менее 10 тысяч гривен, а у нас можно купить билеты и по 400 гривен. Скажу честно, что у меня есть проблемы собрать бюджет даже на пять дней, так что об увеличении фестиваля говорить пока рано.
Перед тем, как увеличивать фестиваль, мы должны убедиться, что на это есть запрос аудитории. Например, легендарный Чик Кориа , который у нас будет выступать во вторник, 27 июня, в последний день фестиваля, недавно отыграл со своим Elektric Band концерты в культовом клубе Blue note в течение восьми недель подряд. 8 недель – один и тот же состав, одна и та же программа и зал забит! Я не уверена, что в Украине он собрал бы аншлаг в течение восьми недель подряд.
Какое главное достижение фестиваля за семь лет, на ваш взгляд?
Наталья: Я думаю, главное достижение в том, что в таких условиях и за такое короткое время удалось не просто сделать хороший фестиваль, а фестиваль, который включили в список Gurdian – это сигнал, что Alfa Jazz рассматривают на равных с теми, что уже есть в Европе. Мы – конкурентноспособные, это моя самая большая гордость. А, во-вторых, мы убедились в том, что в Украине есть такое количество людей, которые хотят слушать джаз. Это очень приятное открытие.
Был ли за семь лет артист, за которым вы охотились, но так и не поймали?
Алексей: Да, Дайана Кролл, например, Кит Джарретт, хотя это очень сложно.
У вас в этом году много музыкантов, которых очень ждет украинская аудитория и хорошо их знает – Хэрби Хэнкок, Авишай Коэн, Грегори Портер. А как вы думаете, кто может стать открытием?
Алексей: Чайна Мозес, дочка Ди Ди Бриджуотер. Это тот случай, когда не природа отдыхает на детях, а когда яблоко от яблони недалеко упало. Было бы совсем чудесно, если бы в этом году во Львов приехала и Ди Ди, и они выступили бы вместе. Чучо Вальдес, безусловно, станет открытием – легендарный кубинский пианист-виртуоз. Конча Буйка – муза Педро Альмодовара, очень самобытная певица. На этом фестивале, мне кажется, нам удалось сделать хороший баланс инструменталистов и вокалистов, а также американских и неамериканских музыкантов. К счастью, джаз перестал быть американской привилегией, как говорит гитарист Джон Маклафлин.
Наталья, как купить билеты? Люди жалуются, что они разлетаются за пару часов.
Наталья: Не нервничать (смеется). Нужно внимательно посмотреть программу и выбрать, на что именно вы хотите попасть – потому что все пять дней могут выдержать либо большие специалисты, либо большие фанаты. Думаю, что обычному человеку хватит двух-трёх дней. Если вам не удалось купить билет на тот день, который хочется, или вообще не удалось купить билет, то помните, что существуют пикниковые зоны, есть фан-зона – там потрясающая атмосфера.
Алексей: Я часто шучу по этому поводу. Когда-то я брал интервью у трубача Криса Ботти, и спросил у него про составляющие успеха, а он с улыбкой ответил, что, во-вторых, нужно играть по шесть часов в день на трубе, а, во-вторых, быть другом Стинга и играть совместные с ним концерты. Так вот, чтобы купить билеты на Alfa Jazz, нужно, во-первых, быть любителем джаза, во-вторых, быть другом Горбачевской.
Наталья: У меня есть еще один совет. Когда стартуют продажи билетов, их раскупают в первые дни, но потом, ближе к фестивалю, где-то в июне, люди начинают определяться со своими планами, и некоторые возвращают билеты. Нужно написать нам, например, в Facebook, в какой день вы хотите посетить фестиваль, и мы поставим вас в лист ожидания. По моем опыту, все люди, которые находятся в листе ожидания, покупают билеты. Были даже такие случаи, когда в последний день за 3 часа до концерта люди возвращали нам билеты – и их тоже можно купить.
Какая максимальная и минимальная стоимость билетов?
Наталья: Цены начинаются от 250 гривен – это без места. Представьте себе: за 250 гривен можно услышать Грегори Портера и Хэрби Хэнкока! Также есть очень ограниченное количество билетов в самом центре, которые стоят от 3500 гривен до 5000, но их очень мало. Они предназначены исключительно для тех людей, которые могут за них заплатить. Для всех остальных специально удерживается низкая цена.
Алексей: Вообще, для любителей музыки нет ничего невозможного. Когда мне было 19 лет, я любил джаз и хотел покупать пластинки. Мой отец был кандидатом медицинских наук и получал 90 рублей, а моя мама работала учительницей музыки в детском саду, и лишних денег не было. Да, я собирал бутылки и сдавал их, чтобы покупать музыку. Бетховен был 1000 раз прав, когда говорил, что человек помогает себе сам.
Фото: Алина Красиева