2 апреля 1928 года в Париже родился легенда и гений Серж Генсбур. В день рождения композитора и певца, актера и режиссера – словом, одного из самых знаковых людей в культуре 20 века. Vogue.ua вспоминает, каким был роман Сержа Генсбура и Джейн Биркин.
"Я только что снялась во Франции в фильме "Слоган", главную роль в нем сыграл человек, которого я люблю. Его зовут Серж Генсбур. Он немного странный, но я его люблю. Он не похож ни на кого из моих прежних знакомых – довольно опустившийся, но в то же время чистый".
Это строчки из "Дневников обезьянки" – мемуаров Джейн Биркин, которые актриса выпустила в 2018 году. Книга начинается в 1957 году, когда Биркин было 11 лет (тогда Джейн начала вести дневники, которые позже лягут в основу этой книги), и длится до 1982 года. Для тех, кто хочет узнать больше о жизни актрисы, ее отношениях с Генбсуром, и, что важнее – о ее взгляде на жизнь, наивном и трогательном, "Дневники обезьянки" – бесценный документ. В название вынесен отсыл к мягкой игрушке – обезьянке Манки, талисману актрисы, с которой она не расставалась и которую в 1991 году положила в гроб к Сержу. "По дневникам обезьянки", помимо всего прочего, легко составить хронологию отношений пары, как загоралась, а потом угасала их страсть; о чем ругались, как любили проводить время, что их раздражало в друг друге. Биркин и Генсбур познакомились на съемках фильма "Слоган" Пьера Грембла в Париже в 1968-м. Актрисе было 22, и она только пережила расставание с первым мужем, композитором Джоном Барри, Генсбуру – 41.
Джейн переехала в Париж, имея за плечами второстепенную роль в фильме Антонио "Фотоувеличение"; не знала языка и чувствовала себя на площадке не очень уверенно. С Генсбуром на съемках сначала не ладила: француз относился к ней высокомерно и его раздражало ее незнание языка. И если Биркин была 20-летней дебютанткой, то Генсбур знал себе цену. Хотя и считал себя некрасивым мужчиной, он производил на людей магическое впечатление – к этому времени за его плечами было два развода и двое детей. Свое настоящее имя – Люсьен, а, как говорили близкие, Лулу, – он незадолго до этого сменил на Сергей в честь любимого композитора Сергея Рахманинова. К моменту знакомства с Биркин он записал два альбома и создал десяток композиций для популярных исполнителей, от Брижит Бардо до Фанни Ардан. С обеими ему приписывали романы.
"... Guardian назвала "Я тебя люблю… Я тебя тоже нет" самой сексуальной песней в мире. Я ставила пластинку своим родителям, но каждый раз, когда доходило до моих вздохов, поднимала иглу проигрывателя. Слов они не понимали, а мелодия им понравилась. Но потом приехал мой брат и проиграл им пластинку целиком. Родители повели себя мужественно. Отец защищал меня перед своими друзьями из адмиралтейства, а мама продолжала утверждать, что это самая красивая в мире мелодия".
Песню "Je t’aime… moi non plus", ставшую культовой, Генсбур написал еще до знакомства с Джейн Биркин, и впервые записал с Брижит Бардо, но дуэт не сложился. Уже позже, когда они с Биркин жили вместе в Париже, он услышал, как она поет в ванной, и предложил записать вместе песню. Актриса согласилась. Это был 1969 год: пара поехала в Лондон, записала там трек на студии – а потом они проснулись знаменитыми.
Песня "Я тебя люблю… Я тебя тоже нет" стала самой продаваемой во Франции и хитом в Европе. Ее обожали и ненавидели – из-за того, что между куплетами Биркин стонала и имитировала оргазм, песню запретил папа Римский, но Генсбур, как вспоминает в дневниках Биркин, смотрел на это прагматично и называл это "лучшим пиаром". В интервью Генсбур нагнетал интригу и говорил, что звуки Джейн не имитировали – мол, они поставили микрофон прямо над кроватью. С "Я тебя люблю… Я тебя тоже нет" началась музыкальная карьера Биркин: следующие 12 лет гениальный композитор Генсбур напишет десятки песен для ее необычного, тонкого и срывающегося голоса.
"Он очень мягкий и нежный и в то же время очень сильный, он очень тонко все воспринимает, а в плане секса он просто чудо. Тем не менее я чувствую, что он – нечто большее, чем сексуально привлекательный мужчина. Он блистательно талантлив и уникален. Если я его потеряю, для меня это будет самая страшная потеря, потому что я еще никогда не была так счастлива".
У самой красивой пары Франции были страстные отношения. В своих дневниках актриса вспоминает, что они ругались по мелочам – из-за вкуса соуса, кто будет готовить ужин или политических вопросов, в которых, как был уверен Генсбур, Джейн совершенно не разбиралась. В 1971 году у Джейн и Сержа родилась дочь Шарлотта. Пара продолжала работать вместе. В 1975-м Генсбур снял Биркин в одном из самых авангардных своих фильмов – истории о нетрадиционном любовном треугольнике "Я тебя люблю… Я тоже нет". Представляя фильмы по всему миру, пара много путешествовала: Япония и родная для Биркин Великобритания, США, Европа, Мексика. Свободное время проводили в Париже и Нормандии, много позировали фотографам, а самые трогательные портреты пары сделал брат Джейн Биркин, режиссер Эндрю Биркин. Эндрю документировал то, что оставалось за кадром для рядовых фотографов; в первую очередь, это личные вещи – прогулки с детьми, встречи в маленьких кафе с самыми близкими друзьями, семейные каникулы пары. На этих фотогграфиях – счастливая семья: Серж, Джейн, ее дочь от первого брака Кейт, их общая дочь Шарлотта Генсбур и собака Нана.
Формально Джейн Биркин и Серж Генсбур разошлись в начале 1980-х. У музыканта были проблемы с алкоголем, и именно им приписывают их разрыв. Джейн сошлась с режиссером Жаком Дуайном, а в 1982 году у них родилась дочь Лу. Биографы пары пишут, что это был классический французский l'amour à trois, роман втроем, и что Биркин и Генсбур всегда оставались близкими людьми. Так, когда родилась Лу Дуайон, Генсбур отправил ей подарки, а позже стал крестным отцом девочки. Позже он женился на модели Каролин фон Паулюкс, младшей его на 30 лет, которая родила ему сына Люсьена. Серж и Джейн общались вплоть до самой смерти Генсбура от инфаркта в 1991 году, а в интервью Биркин не раз скажет: я виновата в его смерти; если бы мы не разошлись, я бы заставила его бросить пить и он был бы жив.
Два года назад в интервью Vogue.ua Джейн Биркин рассказала о своим отношении к Генсбуру и сейчас, спустя 20 лет после его смерти. "Самые красивые песни Серж написал о разлуке. Одна из моих любимых – Baby Alone in Babylone 1983 года (ее Джейн спела во время показа Gucci для сезона весна-лето 2019, запросто поднявшись со своего места в зрительном зале – прим ред.). Зачем я выпустила такой ностальгический альбом? (речь об альбоме "Биркин/Генсбур: Симфонизм" 2018 года – прим.авт). Хотелось напомнить себе и миру, что Серж – мой самый большой друг".
В статье использованы цитаты из книги "Дневник обезьянки", издательство Sindbad publishers