На Netflix вышел новый сериал "Ход королевы", где звезда триллеров Аня Тейлор-Джой блестяще играет гениальную шахматистку, страдающую от наркотической зависимости.
Мы впервые видим Бет Хармон, когда ей едва исполнилось 8 лет. Девочка в простом холщовом платье узнает от незнакомки, что ее мать погибла в автомобильной аварии, а поскольку отца у нее нет, Бет отдают в приют для девочек. Там Бет откроет в себе две главные страсти, которые определят ее жизнь: страсть к шахматам (с которыми ее познакомит угрюмый и молчаливый сторож приюта, с которым она будет играть в подвале) и к транквилизаторам. Благодаря им, в какой-то мере, девочка открывает в себе сверхспособности к шахматам: не имея собственной доски, приняв таблетки, она разыгрывает партию у себя в голове, причем делает это крайне живописно. В 15 лет Бет станет чемпионом Кентукки, о ней напишет журнал Life и она заработает первые 100 долларов, которые ее предприимчивая преемная мать вложит в следующую игру. Дальше будет чемпионат США и головокружительный успех, а вместе с ним соблазны – доступные деньги, алкоголь, наркотики и легкомысленные отношения.
"Ход королевы" – один из самых неожиданных и оригинальных релизов Netflix в этом году. В основе сериала – роман "Ферзевый гамбит" писателя-фантаста Уолтера Тевиса. Роман вышел в 1983 году и вызвал восторг у критиков. New Yorker написали, что Тевис, сам профессиональный шахматист, блестяще описал одержимый мир шахмат, в котором гениальность часто равняется странности и эксцентричности (как минимум, в представлении обывателя). Но для автора романа ключевой была не сколько тема шахмат, сколько вопрос отображения в литературе женского гения. Одержимые гении часто становятся героями мировой литературы (сыщики, музыканты, ученые, врачи и художники – вы легко назовете десятки, от Холмса до Виктора Франкенштейна), но очень редко они – женщины... И именно об этом написал в своем романе Тевис.
В сериале эта тема подана умно, тонко и без перегибов: Бет строит карьеру в абсолютно мужском мире (на одном из первых чемпионатов ей говорят, что женской группы нет, поэтому она будет играть с самыми слабыми мужчинами), но, как бы неожиданно это не звучало, никто ее не дискриминирует – мужчины-соперники восхищаются ее талантом и то и дело спрашивают ее: ты знаешь, что ты – особенная?
В 2007 году за экранизацию романа взялся Хит Леджер, и это должно было быть его режиссерским дебютом. Съемки были назначены на 2008 год, но в январе 2008 Леджер погиб. Для Netflix cпустя 12 лет роман экранизировал Скотт Фрэнк, в арсенале которого – популярный сериал "Бесстыдники", а также фильмы "Логан", "Россомаха: Бессмертный". Одна из главных удач сериала – выбор актрисы на главную роль. 24-летняя актриса Аня Тейлор-Джой ассоциируется в сознании широкой публики с триллерами – она получила известность в 2015 году благодаря фильму "Ведьма", снялась в мистическом триллере "Сплит". И она действительно создана для роли странной, невротичной, гениальной шахматистки. Даже немые, и особенно немые сцены с ней – например, сцены шахматных поединков – смотря как самый напряженный экшен, и зрителю вряд ли удастся оторвать взгляд от экрана.
Как и положено сериалам о шахматах "Ход королевы" снят с большим педантизмом и вниманием к деталям. Касается это в первую очередь декораций Америки 1950-1960х, в которое происходит действие, а также образа главной героини Бет. Художник по гриму и прическам Дэниел Паркер гордится тем, что героиня выглядит очень аутентично и реалистично, а сам сериал действительно переносит нас в период с конца 1940-х по 1960-е. Для актрисы было сделано три разных рыжих парика – она носит то подчеркнуто графичный боб, то укладку с голливудской волной, вдохновляясь образами старлеткок 1920-х.
Но самый сильный прием в образе Бет, которая по сути играет феминистку в мужском мире – это, конечно, ее красноречивый стиль одежды. "Вся суть персонажа в том, что она очень женственная и очаровательная, – говорит художник Дэниел Паркер. "На улице 50-е и 60-е – это гламурный период". Поэтому источники вдохновения для образа Бет – Мэрилин Монро, Грейс Келли и актриса Натали Вуд. Мы видим повзрослевшую Бет в платьях-трапециях, блузах с отложенным воротничком, женственных платьях с акцентом на талии и беретах. И пускай героиня пробивает себе дорогу в мужском мире, она не боится быть женственной – как и не боится побеждать.