Восемь лет, больше сорока премий "Эмми" и миллионы поклонников по всему миру – сериал "Игра престолов" уже давно вошел в историю. Накануне премьеры восьмого и последнего сезона, которая состоится 14 апреля, Vogue.ua пытается разобраться, с чем связан головокружительный успех сериала.
В 1991 году американский писатель Джордж Мартин начал работу над циклом фэнтези-романов "Песнь Льда и Огня", которые спустя 20 лет лягут в основу сериала. Мартин, который сегодня находится в списке самых влиятельных людей мира по версии Time, бесспорно, центральная фигура всей этой невероятной истории. Тем любопытнее, что сам писатель никогда не любил фэнтези, скептически относился к этому жанру и вырос на серьезной американской литературе, Фицджеральде и Апдайке. В итоге серия из пяти книг стала бестселлером: ее перевели на 45 языков мира, а общий тираж достиг отметки в более чем 60 миллионов экземпляров. В чем успех? Джордж Мартин – одаренный писатель с безграничной фантазией и очень современный человек. Он написал серьезный эпос о войне, каким в свое время была, например, "Война и мир", но, понимая, что его читатели живут в XXI веке, не стал делить вымышленный средневековый мир на добрый и злой, а героев на положительных и отрицательных. Его персонажи яркие и неоднозначные, полны страстей, и ожидать от них можно всего – поэтому и от книги, и от сериала не оторваться. Ты точно знаешь: в любой момент здесь может случиться что угодно.
Действие "Игры престолов" происходит в вымышленном мире, напоминающем средневековую Европу. В сюжете несколько линий, одна из них, сквозная, – сражение за Железный трон, символ власти Вестероса. Кому-то из героев, например, Дейнерис Таргариен или Джону Сноу, он может достаться по наследству, а другие – например, как Серсея Ланнистер, хотят его заполучить просто потому, что могут и готовы победить всех благодаря своей хитрости и предприимчивости.
В сериале множество политических аналогий и метафор, но в интервью Джордж Мартин не раз признавался, что он не имел в виду ни современную Великобританию, ни США, ни Европу, когда писал свои романы. Аналогия тут, скорее, в другом: безграничная власть – порочное по своей сути явление, а стремление к ней может привести к настолько кровавым войнам, что мир вздрогнет. У большинства героев сериала нет в буквальном смысле ничего святого, и кровавые сцены битв, при просмотре которых валерьянку пил не один зритель, это подтверждают. А еще здесь в любую минуту могут убить твоего любимого героя, и это, конечно, делает сериал настоящим: в жизни, к сожалению, точно так же возможно все.
Предложения экранизировать "Песнь Льда и Огня" Джордж Мартин получал постоянно, начиная с выхода самой первой книги в 1996 году. К этой возможности он относился критически, будучи уверенным, что его сага слишком длинная и тяжеловесная (в ней, например, больше 300 персонажей!). В итоге права на экранизацию в 2007 году приобрел канал HBO, и еще два года шоураннеры Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс вместе с Джорджем Мартином готовили первый сезон. Средств на производство не жалели с самого начала: только на пилотный выпуск потратили 10 миллионов долларов, но в итоге его полностью пересняли. В целом бюджет первого сезона был 50 миллионов, а вот восьмого, финального – уже 90 миллионов долларов. Это самый дорогой сериал на современном телевидении.
Дело, конечно, не только в финансовых ресурах, но и в человеческих. В интервью шоураннеры Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс в шутку говорят, что за восемь лет существования сериала у них на двоих родилось пять детей, и те половину своей жизни провели не дома, в Лос-Анджелесе, а на съемках в Ирландии или Черногории. Съемки одного сезона длятся в среднем восемь месяцев и происходят одновременно в нескольких точках планеты – Ирландии, Марокко, Черногории, Испании. Над спецэффектами работает шесть команд художников. Но сложнее всего, вероятно, приходится актерам – например, исполнитель роли Джона Сноу Кит Харингтон несколько раз откладывал свою свадьбу с коллегой по сериалу Роуз Лесли из-за графика съемок. Но они знают, зачем делают это: в активе "Игры престолов" – 38 премий "Эмми", а каждую серию седьмого сезона посмотрело 30 миллионов человек – это больше, чем население, к примеру, Австралии вместе с близлежащими островами .
Размах и безграничное воображение – ключевые слова для описания костюмов, декораций и спецэффектов в "Игре престолов". За костюмы художница Мишель Клэптон и ее отдел, в котором сегодня больше 30 человек, получили три премии "Эмми". Главная особенность костюмов в том, что они переросли уровень просто хороших фэнтези-фильмов и стали отдельными арт-объектами, которые, кстати, уже в следующем году выставят в музее в Ирландии. Вышивка ручной работы, фамильные гербы, подвенечные платья с шипами и розами – детали костюмов вполне могут стать темой серьезного искусствоведческого исследования, ведь, по словам художницы. она вдохновлялась живописью, искусством, историей. Если же посмотреть на костюмы с точки зрения моды, то в них легко найти совпадения с подиумными коллекциями ведущих модных брендов. Например, самая роскошная и смелая героиня сериала, Дейнерис Таргариен, носит наряды, которые часто напоминают кутюрные образы Valentino и Givenchy, а главная злодейка сериала Серсея Ланнистер предпочитает платья-халаты на запах естественных оттенков, которые нередко можно встретить в коллекциях французского модного дома Hermes.
Политические аналогии и непредсказуемый сюжет, костюмы как произведения искусства, декорации и невероятного масштаба эпичные сцены (например, финальную битву восьмого сезона снимали 55 дней!) – что делать, когда сериал закончится? Об этом продюсеры побеспокоились: уже в этом году стартуют съемки спин-оффа. В главной роли – Наоми Уоттс.