Вигго Мортенсен, сыгравший Фрэнка "Тони-Болтуна" Валлелонгу в фильме "Зеленая книга", один из главных номинантов в катерогии "Лучшая мужская роль" чуть ли не всех кинопремий в этом сезоне, в том числе и Американской академии. Vogue UA рассказывает, что нужно знать об актере.
Мортенсен никогда не был таким, как другие голливудские актеры. Его не часто встретишь на страницах таблоидов или в объективах папарацци. На красную дорожку он не выходит в смокинге Dior или Tom Ford, а в основном носит винтаж. Он живет не в Беверли-Хиллз, а в Мадриде, работает, когда хочет работать, и делает то, что ему хочется.
Мортенсену 60 лет, и он в кинематографе с1982 года. Вигго решил стать актером в возрасте двадцати трех лет после того, как насмотрелся всевозможных фильмов и подумал, что запросто сможет играть. До начала актерской карьеры в его CV можно было найти различные роды деятельности: от водителя грузовика до доставщика цветов и грузчика судов в Дании. Не то чтобы его жизнь стала значительно лучше после решения сниматься в фильмах: долгие годы он жил от роли к роли, от зарплаты к зарплате, и всегда на мели. В течение многих лет он поддерживал свою актерскую карьеру, параллельно работая барменом и официантом, пока однажды не получил несколько прорывных ролей. Сначала он снялся у Вуди Аллена в "Пурпурной розе Каира", потом в "Дополнительной смене" вместе с Куртом Расселом и Голди Хоун. Наконец, ему досталась роль молодого амиша в ленте "Свидетель" с Харрисоном Фордом, и публика впервые заметила молодого красавца. Но это был 1985 год. Пройдет еще шестнадцать лет и как минимум столько же ролей, прежде чем он обретет настоящую славу.
Когда Мортенсену было 40 лет, он получил роль Арагорна в экранизации трилогии Дж. Р. Р. Толкина "Властелин колец". Эта роль досталась ему по счастливому стечению обстоятельств: Стюарт Таунсенд отказался участвовать в проекте, а Мортенсен согласился лишь потому, что его сын читал (и любил) Толкина. Кассовые сборы всех трех фильмов срывают куш, и делают Вигго безумно известным (на время) и богатым.
Затем Мортенсен делает что-то действительно странное по голливудским меркам. Мир был у его ног, большие киностудии предлагали ему отличные роли и безумные гонорары. Но он, отказавшись от всего этого, решает делать то, что хочет он, снимаясь в малобюджетных фильмах. "Сколько, черт подери, человеку нужно денег?", – сказал актер в одном из интервью.
Часть своего гонорара со съемок во "Властелине колец" он использовал, чтобы основать издательство Perceval Press, которое публикует поэтов и писателей, которых больше бы нигде не напечатали. Он также позволяет себе тратить время на личные интересы – писать стихи, фотографировать, рисовать.
Тем не менее, Мортенсен не переставал играть. Просто роли, которые он исполнял, были в основном в инди-фильмах или фильмах Дэвида Кроненберга – мрачные, сложные, интеллектуальные, которые вряд ли найдешь в расписании местном мультиплекса. Это привело к зрелищным выступлениям в классике, такой как "Оправданная жестокость", в которой он играет владельца закусочной в глуши, у которого таинственное темное прошлое, и "Порок на экспорт" (первая номинация на Оскар), где он перевоплощается в высокоморального русского преступника, который спасает младенца, устраняет зловещего босса мафии и несмотря на все обаяние Наоми Уоттс, отказывается с ней спать.
Раньше Мортенсена, казалось, больше привлекали к проектам за его потрясающую внешность. Например, сексуального преступника, у которого успешная карьера в области современного искусства и который спит с Гвинет Пэлтроу ("Идеальное убийство"). Несмотря на некую схожесть его героев, Мортенсен всегда мог войти или выйти из образа, не присваивая себе штампов. Наоборот, именно эти три роли показали, как Вигго способен нести моральный вес истории. Он может играть несложного героя, как Арагорн, но он также способен передать, как в "Истории насилия", двусмысленность борьбы за справедливость среди хаоса жизни.
"Капитан Фантастик" (вторая номинация на Оскар) также в ходит в список самых ярких работ актера. Мортенсен играет причудливого отца шести детей, который пытается защитить их от давления конформистского общества. Здесь много охоты, крови и наготы, непосредственно в сценах Мортенсена. У него никогда не было с этим проблем. Как его способность говорить на восьми языках (он может свободно говорить на английском, испанском, датском и французском языках, а также владеет каталонским, шведским, итальянским и норвежским), он действительно не понимает, почему люди делают из этого такое большое дело. Как говорит его персонаж в фильме: "Это просто пенис. У каждого он есть".
Его последний фильм "Зеленая книга" основан на реальной истории дружбы, сложившейся в дорожной поездке в 1962 году по американскому югу между джазовым пианистом Доном Ширли и его водителем Тони Валлелонгой, или, как его называли, Тони-Болтун. Махершала Али играет образованного и элегантного Ширли, а Мортенсен дерзкого и грубого парня "с района". Со временем поездка заставляет каждого героя раскрыть неожиданную сторону себя. Отличная работа как и съемочной группы, так и актерского состава принесла проекту десятки номинаций, в том числе – пять на "Оскар".
Вигго Мортенсен тот актер, который с легкостью преображается и способен проецировать эмоции и характер лишь благодаря геометрии своего лица – острым скулам и проницательному взору голубых глаз. Он играл всех: от коммивояжера и нагого либертарианца, до Зигмунда Фройда и "морского котика". Ему совершенно комфортно быть голым, его герои столь же просто занимаются оральным сексом, как и дышат воздухом, и все же он может легко убить своих врагов голыми руками, мечом во время верховой езды, в упор с пистолетом, и бог знает, как еще. Даже когда он покрыт грязью, потом или кровью (а иногда всем вместе), он все еще обладает достоинством, с которым не так много актеров могут соперничать.