Как создавали "Стоп-Земля" – самый яркий украинский фильм года

В украинский прокат вышел фильм "Стоп-земля" – трогательная и чувственная драма взросления о киевских подростках. Фильм дебютантки Екатерины Горностай получил "Хрустального медведя" как лучший художественный фильм программы Generation 14plus на Берлинском кинофестивале.

image

Главной героине Маше 16 лет, у нее большие глаза, короткая стрижка и нежная душа. Она учится в 11-м классе, ходит на секцию по бадминтону, задумывается о будущем и избегает громких тусовок, проводя время с самыми близкими друзьями – вдумчивой Яной и тонким и ироничным Сеней. А еще Маша влюблена в одноклассника Сашу – красавца с длинными ресницами, который играет на фортепиано и, кажется, не замечает никого вокруг. Таков сюжет дебютного фильма Катерины Горностай – биолога и журналиста по первым двум образованиям, которая в 2013 году дебютировала в кино. Родители Кати – психотерапевты, и внимание Кати к людям, умение слушать и слышать и давать своим героям возможность высказаться сыграли ключевую роль в создании этого фильма. Поэтому, наверное, герои Горностай – умные, рефлексирующие, глубокие 16-летние люди, в которых влюбляешься с первого взгляда.

Сыграли в фильме непрофессиональные актеры – реальные киевские школьники в возрасте от 14 до 18 лет. На вопрос "Каких людей ты искала в свой фильм?" Катя смеется: "Наших". "Для меня период поиска актеров – один из самых интересных в работе над фильмом, потому что это настоящее вдохновение. На кастинге ты видишь очень много точек пересечения с другими людьми и понимаешь, что твоя история – это не просто слова, не просто написанный на бумаге сценарий, а что в реальной жизни есть люди, олицетворяющие твои идеи. Так ты словно проверяешь свой сценарий. Возможно, это связано с тем, что мои родители – психотерапевты, но для меня во время кастинга очень важно общение. Мне важно сыграть в интеллектуальный или эмоциональный пинг-понг. Таким образом я проверяю себя и человека напротив в совместимости: на возможность поговорить, услышать друг друга, быть открытым. Кастинг – это всегда разговор, и я очень люблю спрашивать о неважном: когда человек говорит будто о будничном, он часто затрагивает крайне важные вещи".

Катерина Горностай

По словам режиссера, выбирали исполнителей главных ролей не по актерским параметрам, а скорее человеческим. "Мы выбирали людей, которые рефлексируют, глубоко чувствуют определенные вещи, людей, открытых к новому опыту, – рассказывает Катя. – Интересно, что многие наши актеры сами находятся в состоянии переключения от подростковости к взрослению. Я именно это и искала – такое хрупкое состояние. Его нельзя сыграть и нельзя повторить, это особенность человека – ибо это происходит только раз в жизни, когда ты еще не определился со своей жизнью".

Исполнительницу роли Маши – Машу Федорченко – отыскали в обычной киевской школе. Команда фильма увидела Машу прямо в классе, во время урока. Режиссерское озарение случилось моментально: "У меня возникло чувство, когда я ее увидела, что именно ее я и придумала – это удивительно". Именно Маша определила суть своей героини – рефлексирующей девочки, которой удается не бежать от первой влюбленности, а решиться и пригласить Сашу на танец на дискотеке. Потому что ты никогда не узнаешь, что будет дальше – если не попробуешь…

"Стоп-земля" – классический пример жанра coming of age, который очень популярен в современном кино. Самый яркий пример из свежих – сериал "Эйфория" Сэма Левинсона, по которому сходит с ума весь мир. Екатерина Горностай говорит, что в юности этот жанр очень повлиял на нее. "Начиная с 90-х и теперь уже культового фильма "Факультет". Даже "Баффи – истребительница вампиров" в определенном смысле – пример такого же жанра; испанский фильм "Мятежный дух", который я смотрела в школе. Был очень крутой британский сериал As if, для меня в свое время это было настоящее откровение. Дальше, когда стала немного старше, очень полюбила фильм Гаса ван Сента "Слон" – помню, мы смотрели его в киноклубе Могилянки, в огромном зале на Подоле, и это был совершенно новый опыт кино о молодых людях. Возможно, потому у меня и возникла идея дебютировать с такого классического начала. Потому что это первая тема в личной жизни, которая была для меня очень важна. Я именно тогда, под влиянием этих картин, начала себя осознавать как взрослая личность".

Все как в жизни – если вы уже успели посмотреть "Стоп-земля", то наверняка вышли из кинозала именно с этими словами. Катерина Горностай начинала свою карьеру в документальном кино – в 2013 году 23-летняя Катя дебютировала на "Молодости" с чувственным документальным фильмом "Між нами" о любовном треугольнике. Тогда Катя как раз закончила Московскую школу документального кино и театра Марины Розбежкиной и Михаила Угарова – идеологов движения "Новая драма", документального стиля в театре и кино. Кстати, в "Стоп-земля" не только роли учеников сыграли непрофессиональные актеры. Все преподаватели, которые появляются в фильме, – это настоящие преподаватели своих предметов. Например, учительница биологии и классная руководительница в школе – это нейробиолог из Шевченковского университета.

"Такие темы действительно рождаются в жизни, правда, – признается Горностай. – Когда-то это была просто идея маленького короткометражного фильма о девочке, которая идет в музыкальную школу и видит там парня, в которого влюблена, а потом они встречаются на дискотеке, и она приглашает его на танец. То есть ядро ​​этой истории было еще давно. А потом я начала вспоминать многое другое, что было в моей жизни и в том возрасте: о друзьях, об отношениях с родителями, и эти темы также нуждались в раскрытии. А потом ты начинаешь придумывать других героев, школу... Потом я подумала, что будет скучно, если Маша тоже будет ходить в музыкальную школу, как и парень, в которого она влюблена. И я принялась искать, а чем она может заниматься, и моя подруга рассказала, что ходит на занятия по бадминтону. Я сходила с ней – и это оказалось так интересно, что впоследствии в сценарии появилась секция по бадминтону".

Фильм "ловит" героев в очень интересный период – в момент взросления, перехода от детства к юности. Этот момент Кате удается показать очень тонко: герои как будто оголены и готовы взорваться в любой момент, а, с другой стороны, это все еще дети, которым иногда просто нужна забота и объятия мамы. Для Горностай работа с подростками – а процесс создания фильма начался с двухмесячной лаборатории, в которой будущим актерам преподавали актерское мастерство, драматургию и за время которой Катя очень сблизилась с ребятами, – дала возможность многое понять о поколении "зумеров".

"У меня с ними сложилась любопытная история. Я помню свою очарованность и влюбленность, когда мы только познакомились, это длилось около двух лет работы над фильмом. А уже во время монтажа этот флер закончился и вдруг я увидела объективную картину, увидела, от каких недостатков они страдают. В моем кино это не показано, фильм получился гораздо более комплиментарным, чем я сейчас смотрю на это поколение. Если бы мы сейчас снимали это кино, фильм был бы снят по-другому", – смеется режиссер. – "Это очень рефлексирующее поколение. Они тонко чувствуют мир. Они живут в глобальном мире, и потому все, что происходит очень далеко, для них тоже важно. Их сердце менее защищено от всего происходящего. Но из-за этой рефлексии они страдают и, как мне кажется, они могут меньше выдержать. Мне кажется, наше поколение, то есть мы в подростковом возрасте, чуть больше терпели некоторые вещи – это не очень хорошо для нас, но благодаря этому мы привыкли делать некоторые вещи и заканчивать их. А новое поколение часто бросает задачи на полпути, не заканчивая их – или потому что очень больно, или потому что страшно, или потому, что не понимают, зачем их заканчивать, раз те не приносят удовольствия. Плюс они живут на опасных скоростях. Мы дольше были детьми – а они подключены ко всему миру через соцсети и уже в 18 считают, что они лузеры, если чего-то не добились. После одного из показов в Европе ко мне подошли две зрительницы 18 лет и спросили, сколько мне. Когда я ответила, что 32, они очень удивились и спросили: мол, а что вы делали раньше? На что я рассказала, что сначала училась на биолога, потом на журналиста, потом училась кино, потом работала продавцом в магазине, в лаборатории, где-то еще – и вот пришла к своему первому фильму. На что девочки сказали мне, что это очень долго, – и им так не подходит".

Фильм "Стоп-земля" можно посмотреть в украинских кинотеатрах.

Популярное на VOGUE