Эксклюзив: Виктория Тигипко о драйве, женщинах в бизнесе и кино как медитации

Накануне Одесского кинофестиваля, который начинается уже сегодня, 12 июля, vogue.ua встретился с его президентом Викторией Тигипко и поговорил о драйве, амбициях быть лучшими и о том, почему экономически выгодно поддерживать женщин в бизнесе.

image

12 июля в Одессе стартовал 10-й, юбилейный кинофестиваль. Неделю с лишним самый колоритный украинский город будет жить в атмосфере кино нон-стоп: в Одессе покажут фильм "Паразиты", получивший в мае Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, новые фильмы Джима Джармуша и Педро Альмодовара, Сергея Лозницы и Фатиха Акина, а режиссер Влад Троицкий устроит театральный перформанс прямо на Потемкинской лестнице. Главной гостьей станет Катрин Денев: актриса лично представит свои лучшие фильмы. Кинофестиваль готовит большая команда, которую вот уже 10 лет возглавляет Виктория Тигипко, чьей энергичности я поражаюсь при каждой встрече. Виктория — одна из самых успешных бизнесвумен Украины, основательница и управляющий партнер венчурного фонда TA Ventures.

Какие задачи вы ставите перед собой и кинофестивалем на ближайшие 10 лет?

Очень хороший вопрос, почему-то его редко задают. А ведь стратегическое планирование – это мое. (Смеется.) Во-первых, мы хотим стать крупнейшим зрительским фестивалем в Центральной Европе. В Восточной Европе уже стали, теперь будем бороться за первенство с Карловыми Варами, которые до сих пор очень популярны, но мы постараемся. Также мы хотим значительно расшириться – захватить еще больше площадок в Одессе, потому что пока у нас только четыре локации. В этом году мы добавили к нашим площадкам новый кинотеатр в Аркадии, очень современный: все-таки люди привыкли смотреть кино в классных залах.

Кинофестиваль для вас – это и возможность делать социальные проекты, правда?

Да, мне хочется мотивировать людей говорить о кино. В этом году мы ввели новые термины: быть киномодным и кинокультурным. Ведь кино – это вариант социального общения. Для меня хороший фильм – как медитация. Это кайф, когда есть возможность остановиться и замедлиться в нашем сумасшедшем ритме. Кино рассказывает историю совершенно иначе, чем сериал или любое шоу, да еще и на большом экране. Кино невозможно смотреть на перемотке. Сериал можно – его смотрят даже на смартфоне, потому что там фишка в сценарии и в актерах, в мгновенной эмоции, в конфликте, в конце концов. Ты можешь смотреть сериал и отвлекаться на домашние дела или мессенджер, кино же требует полного погружения. Для некоторых людей в современном мире это — роскошь.

Я даже по себе сужу и по своей семье. В кино мои дети идут охотно: это редкая возможность провести время вместе. Когда я говорю: "Идем гулять" – слышу в ответ: "Нет". А кино для них всегда удовольствие и такой себе семейный нетворкинг.

Вы киноман?

Раньше была, а сейчас где-то между любителем и киноманом. Раньше я смотрела по 250 картин на фестивале, сейчас меньше, потому что много встреч и других задач. Но мне нравится, что фестиваль задает культуру просмотра кино. И еще он задает тренды: например, из программы нынешнего ОМКФ ясно, что в тренде документалистика и анимация. Жаль только, что 90 процентов фильмов, которые мы привозим, в украинском прокате не выходят.

Когда смотришь на фестивале по 3-5 фильмов в день, оголяются нервы и очень остро воспринимаешь действительность

Одесский кинофестиваль сблизил киношников? В Украине всегда была довольно разобщенная киносреда.

Да. Но не только и не столько кинофестиваль, сколько киноакадемия. До 2017 года киносреда была очень разобщена. И в целом это нормально, потому что среда очень творческая. Но нам удалось объединить людей: киношники начали смотреть работы коллег. Это ключевое: мы смогли мотивировать их учиться на работах друг друга. Это внутренний образовательный процесс: учиться не только на иностранном кино, но и на своем.

В первый год Одесского кинофестиваля одним из гостей был режиссер Йос Стеллинг. Я брала у него интервью и очень хорошо помню, как он сказал: "Давайте вы хотя бы 10 лет отработаете и потом поймете, что такое настоящий фестиваль". Сейчас, спустя 10 лет, вы ощущаете, что фестиваль стал заметным в международном сообществе?

Да, первые пару лет было тяжело – а потом репутация стала работать на нас. Нам помог ряд факторов. Во-первых, ставка на арт-мейнстрим: это помогло нам позиционировать Украину как страну с хорошим киновкусом, где понимают не только "попкорновые" ленты. Многие режиссеры нишевого кино заинтересовались Украиной как площадкой для демонстрации своих работ и с удовольствием приезжают к нам – от Питера Гринуэя до Майка Ли в этом году. Во-вторых, нам очень повезло с местом: в Одессе эмоциональная, теплая публика. Теперь мы хотим расшириться и подключить максимально аудиторию со всей Украины. По статистике мы видим, что на кинофестиваль больше ездит Харьков, Львов и Киев, то есть люди из городов-миллионников, но хотим, чтобы ездили и люди из маленьких городов – с населением в 250 тысяч человек.

Как это сделать?

Диджитал-маркетинг — мой основной бизнес. (Смеется.) Он "рулит" миром. Наружная реклама в этом контексте нам не так нужна, а вот с соцсетями работать будем.

Что вам больше всего нравится на кинофестивале как зрителю?

Когда смотришь на фестивале по 3-5 фильмов в день, у тебя оголены нервы, ты очень остро воспринимаешь действительность. Не хочется ни работать, ни вспоминать об обычной жизни за пределами кинофестиваля. Хочется быть в киновакууме или с очень близкими людьми, которые вместе с тобой смотрят кино, – вот что я больше всего люблю в эти дни.

У кинофестиваля хорошая образовательная программа: семинары, мастер-классы. Как вы думаете, вам удалось обучить представителей киноиндустрии вести бизнес?

Да, люди узнали, что такое питчинг, и научились питчить свои фильмы. Мы сделали очень много в плане юридического образования, у нас много семинаров от юристов. Следующая наша задача — переосмыслить систему коротких курсов для студентов киновузов и вузов культуры по всей стране. Мы будем приглашать украинских и западных профи на недельные курсы. За неделю профессионал может дать столько информации, сколько не получишь в вузе за все время обучения. Хотим начать с наших же киноакадемиков, потом подключим польский киноинститут, британский.

Как вы выбираете дизайнера для красной дорожки (в этом году официальный дизайнер ОМКФ – Юлия Паскаль – Прим.: vogue.ua)?

Во-первых, я всех знаю: украинские бренды постепенно замещают в моем гардеробе неукраинские. Я люблю, когда меня останавливают в Нью-Йорке и спрашивают: а что на вас надето? И я могу с гордостью сказать, что это Пустовит или Климчук. Что касается Юли Паскаль, то она молодая, классная, энергичная, к тому же мама троих детей и очень светлый человек.

Во-вторых, я всегда рада поддержать женщин. На ОМКФ мы презентуем новую инициативу, которая будет поддерживать женские стартапы. Крупнейшие венчурные фонды в мире этим занимаются, вкладывая миллиард долларов в год в стартапы, среди основателей которых есть хотя бы одна женщина. Мой месседж прост: инвестировать в женщин – экономически выгодно.

Откуда у вас столько энергии?

Меня "драйвит" результат. Меня это заводит, я люблю масштабные задачи. А еще мне очень нравится, как к масштабным задачам подтягиваются классные люди.

Текст: Дарья Слободяник

Фото: Мария Павлюк

Популярное на VOGUE