Чужие здесь не ходят – под этим девизом создатели знаменитого сериала решили перенести свое детище на широкий экран. "Аббатство Даунтон" в украинском прокате с 28 ноября.
Главная звезда "Аббатства Даунтон" Мэгги Смит шутила, что, когда шоу закончилось, ее героине, вдовствующей графине Грэнтем, как раз исполнилось 110 лет. Тем самым актриса дала понять – история затянулась. Но если большинство авторов "Аббатства" были с ней согласны, то зрители думали иначе. В фанаты сериала записались как представители шоу-бизнеса, так и политики. Например, конгрессмен Аарон Шок даже свой офис оборудовал в стиле Даунтон. И, боже храни королеву Елизавету, она тоже является поклонницей сериала. Актриса Сальма Хайек публично заявила, что готова на все ради роли в "Downton Abbey". Не отставал от нее и Пафф Дэдди.
В экранную версию удалось попасть Имелде Стонтон. И то не просто так: ее супруг Джим Картер всему миру известен как дворецкий мистер Карсон. Актриса сравнивает мир "Аббатства" с коробкой конфет. Надо сказать, что фильм по сравнению с сериалом, и правда, чересчур сладок на вкус. Стонтон должна была выступить спарринг-партнером Мэгги Смит – и тем самым добавить немного перцу всей истории.
На самом деле, адаптировать такой сериал как "Аббатство Даунтон" под фильм гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. "Downton Abbey" – это микрокосм, вроде "Гарри Поттера" или "Джона Уика", со своими правилами и своим особым ритмом существования. И ритм – неспешный и размеренный, стал главным козырем сериала. Перед нами супергерои, суперсила которых – безупречные манеры и тонкая ирония. Им не нужен меч-кладенец, вместо этого у них есть словесные булавки. А еще лучше герои владеют умением держать язык за зубами. Но, попав на экран, жители аббатства сообразили, что для пауз у них просто нет времени. Поэтому каждый персонаж спешит заявить о себе, пусть даже чисто символически.
События внешнего мира, в котором существуют грешники, вроде нас, всегда отдавались в Даунтоне негромким эхом. Гибель "Титаника", война, борьба за права женщин и геев – все это, конечно, влияло на жителей аббатства. Но иногда кажется, что, как в "Андеграунде" Кустурицы, время тут искусственно остановилось. И Даунтон – сказочная вселенная, наполненная своими лешими, русалками и бессмертным Кощеем, которым по совместительству стала Вайолет Кроули.
Эскапизм и даже пуризм "Аббатства Даунтон" существует по формуле, озвученной в картине "Леопард" Лукино Висконти: "если мы хотим, чтобы все осталось по-старому, нужно все поменять". В фильме гораздо больше параллелей с сегодняшним днем, чем это было в сериале. Так, когда мистер Мозли пытается застыть в низком реверансе, – это пародия на всем известный неуклюжий реверанс премьер-министра Терезы Мэй.
Желая еще раз окунуться в англофильскую ностальгию, авторы "Аббатства Даунтон" не могли кому-либо из полюбившихся персонажей дать негативную характеристику. Но чтоб история не выглядела пасхальной, нужен был какой-то конфликт. Его причиной послужило привнесение в мир "Аббатства" чужеродного элемента. Известно, что королевская чета имела привычку гостить в загородных поместьях. В 1912 году король Георг V с супругой посетили резиденцию Вентворт Вудхаус и даже сплясали на балу – это и стало основной завязкой фильма. Только действие перенесли в 1927 год в поместье Даунтон.
Естественно, в реальной жизни монархи не тащили за собой целый штат прислуги, ограничиваясь парой лакеев, шофером, фрейлиной и личной охраной. Но тогда силы были бы неравны – кому будет противостоять сборная аббатства? Потому в картине мы видим армию агрессивной и беспардонной королевской свиты, в борьбе с которой все методы хороши. Начинается фильм так же, как и сериал – в Даунтон приходит почтовое известие. Только, если в телевизионной версии оно было трагическим (гибель "Титаника"), то в экранной мы узнаем о прибытии гостей. Трансформации происходят и с героями. Например, лакей, а впоследствии дворецкий Томас Барроу весь первый сезон выступал главным злодеем сериала. Если учесть то, что он – гей, то это входило в русло древних кинотрадиций, когда гомосексуальность добавляла персонажам мрачности. Вспомнить хотя бы служанку миссис Дэнверс из хичкоковской "Ребекки". Но в картине Барроу – целиком положительный персонаж, чьи права на любовь ограничены.
Художник по костюмам Анна Роббинс сообщила, что в 1927 году подолы были необычайно коротки, но прибытие королевских особ не позволило героиням особо выставлять свои колени. Возможно, присутствие монархов повлияло на то, что все персонажи решили не выставлять свои пороки. Никто здесь не выносит трупы любовников из спален молодых девушек, не вредит конкурентам и не интригует против ближнего своего. А, если и делает что-то подобное, то лишь в отношении чужаков. Но все это прекраснодушие искупается возможностью увидеть любимый сериал на большом экране, а затем вернуться домой и начать пересматривать всю историю "Аббатства Даунтон" заново.
Текст: Анастасия Ванина