Журнал: дом писателя Конрада Эльста
С террасы открывается захватывающий вид на бухту Велигама. Кресла авторства Сигэру Бана. Низкий стол и подушки Paradise Road
Конрад Эльст знает толк в Востоке: он окончил Бенаресский индуистский университет, побывал редактором нескольких "восточных" журналов и написал около двух десятков книг об индийской культуре и политике. На Шри-Ланку Эльст приезжает уже больше двадцати лет: его привлекают здешние горы, северо-восточный муссон и мистический Индийский океан.
Тыльная сторона дома – патио с плюмерией – фирменный прием шри-ланкийского архитектора Джеффри Бава
Вилла Vista находится в полной гармонии с природой. Это особенно заметно на террасе, которая одновременно служит гостиным залом. Крыша над ней сплетена из тиковых досок и пальмовой коры – и этот плетеный узор на потолке естественным образом ее украшает. С террасы открывается роскошный панорамный вид на океан, а вдоль нее тянется уходящий вдаль бассейн. Открытую (или, скорее, приоткрытую) часть террасы-зала завершает огромный мушараби (легкий деревянный балкон в арабском стиле), весь в проворачивающихся жалюзи. Позади дома – патио с плюмерией. Это патио – фирменный знак Джеффри Бава, известного шри-ланкийского архитектора, но Villa Vista не его проект. Это дань уважения Баву от настоящего автора дома – притцкеровского лауреата Сигэру Бана.
Маленький мостик ведет к гостевой комнате. В ней вид на джунгли сменится панорамой океана
Комната владельца напоминает коробку из тикового дерева. Стену и окно с видом на бухту при надобности можно скрыть занавесом
Длинная деревянная лавка отделяет террасу от обеденной зоны
Японский архитектор Сигэру Бан родился в 1957 году в Токио и вырос в семье менеджера Toyota и fashion-дизайнера. Он рано увлекся творчеством американского архитектора Джона Хейдука, уехал в Лос-Анджелес учиться у него в колледже Cooper Union, а после учебы вернулся в Токио и открыл собственное архитектурное бюро.
В 1995 году после землетрясения в японском городе Кобе минималист Бан придумал для пострадавших дома из картона и картонных труб – и стал консультантом в Ассамблее ООН. К его идее временного жилья потом возвращались в Турции, Индии и Центральной Америке, и в 2000 году Бан получил премию журнала Time в номинации "Инноватор года". Сигэру много и плодотворно работает: является автором "Кочующего музея", который показывал выставку фотографий и фильмов Грегори Кольбера по всему миру; создал музей современного искусства Помпиду-Мец – филиал парижского Центра Жоржа Помпиду во французском городе Мец; его авторству принадлежит штаб-квартира медиаконцерна Tamedia – и вот наконец в 2014 году Бан стал главным архитектором года, получив Притцкеровскую премию, архитектурный аналог Нобелевской.
Вилла Vista наполнена воздухом и светом, в ней на каждом шагу чувствуется влияние местной культуры – древесина, плетеные потолки и мушараби. Но в то же время здесь нет никакого блеска, нет намека на восточные мотивы ни в материалах, ни в цветах: везде бетон – простой, грубый, свежий. На полу – мозаика. Все выдержано в сером, белом и грязно-белом оттенках, а еще в цветах древесины, из которой Сигэру Бан также сделал мебель. С наступлением ночи вилла Vista становится абсолютно сказочной: маленькие лампочки в потолке создают эффект звездного неба, и кажется, что этот дом сливается с небесами.
Вид сбоку: вилла Vista утопает в зелени. Терраса с одной стороны открывает вид на джунгли, с другой – на океан
Для первого этажа Сигэру Бан выбрал графичные линии – большое открытое пространство, обрамленное двумя белыми стенами. Из дома открывается вид на океан и на джунгли. Первый этаж дополнен двумя модулями: с одной стороны – напоминающая коробку пристройка из тикового дерева, подвешенная наискось к основному зданию, где находится комната хозяина с видом на скалы; с другой – гостиная, в которую можно попасть, пройдя через мостик.
Бассейн видно сквозь мансардные окна маленькой столовой на первом этаже, картонный потолок которой напоминает волны