Руки по швам: как дизайнеры переосмысляют ценность ручной работы
Мой главный модный трофей обошелся мне совсем недорого — за ним даже не пришлось идти в магазин. Он окрашен в незамысловатые полосы темно-бордового, желтого и синего — очевидно, что никто не консультировался со специалистами Института Pantone. Базовый во всех смыслах джемпер мне пятилетней своими руками связала мама. Он и сейчас хранится где-то на чердаке дома моего детства, и, хоть теперь явно маловат, я никогда не найду ничего подобного.

В новом сезоне дизайнеры добиваются того же эффекта, создавая одежду, которая не просто сделана вручную, но и выглядит нарочито небрежно, несовершенно, ремесленно. Кустарный почерк выдают обвисшие завязки, выставленные напоказ швы и демонстративно несовпадающие узоры. Они не только не маскируют, но нарочно подчеркивают техническое несовершенство этих вещей. Нью-йоркский дизайнер Эмили Адамс Боде использует старинные одеяла, скатерти и даже мешки из-под сахара, превращая их в домашнюю одежду со сладким налетом ностальгии. Коллекции Bode представлены в 70 магазинах по всему миру — у бренда есть флагманский бутик на Манхэттене. Ее одежду любят и носят Jay-Z, Белла Хадид и Гарри Стайлс. Дизайнер сотрудничает с небольшими ткацкими фабриками, пытаясь возродить утраченные секреты ремесла. "Мы воспроизводим текстиль на ткацких станках, как это делали в старину, — рассказывает Эмили. — Воссоздавая ткань, мы стремимся сохранить тактильные ощущения от найденного образца, но можем изменить состав материала. К примеру, использовать натуральный шелк вместо смесовки изо льна с шерстью".


У Боде все больше единомышленников. Например, лондонский дуэт Chopova Lowena. "Каждая наша юбка уникальна, — говорит Лаура Ловена о ключевой модели, собранной из тканей ручной работы. — На смену "быстрой моде" должны прийти вещи, которые вызывают настоящие чувства". Лаура Ловена и Эмма Чопова сблизились во время учебы в лондонском колледже Central Saint Martins — они сошлись на общей любви к ремеслу и скептицизме к традиционным маркерам роскоши. Визитная карточка бренда — затейливая женская одежда, собранная из разноцветных лоскутов. Например, килты из контрастных тартанов. В Chopova Lowena почти все коллекции создаются из переделанных вещей. Каждый сезон дизайнеры находят тысячи образцов винтажных материалов.
Для создания круизной коллекции Dior этого сезона креативный директор Дома Мария Грация Кьюри вернулась в Апулию, где родился ее отец. Там она работала с организацией Le Costantine Foundation, которая занимается поддержкой региональных ремесел. Тонкие украшения с флористическими мотивами по ее заказу вручную создавала Марилена Спараччи, одна из немногих вышивальщиц, владеющих техникой Tombolo, популярной еще в XV веке. "В руках этих людей — навыки, которые мы не имеем права потерять", — говорит Кьюри. Для дизайнера акцент на ремесленном производстве — своеобразная реакция на пандемию. Весенне-летнюю коллекцию, с завитками узора пейсли и кружевом ручного плетения, Мария Грация описывает как одежду для "нового стиля жизни"

У тренда на артизанальные техники есть логичное объяснение. В условиях экономического спада и жестких карантинных мер в созданной вручную одежде есть чувство защищенности и личного комфорта. Она достаточно сдержанна — это особенно важно, когда любые излишние проявления роскоши могут казаться бестактными. Кроме того, артизанальный подход "сделай сам" можно рассматривать как протест против принципа "чем больше, тем лучше", которому в современных условиях все сложнее найти оправдание. Модная индустрия медленно, но уверенно приспосабливается к новому социальному климату и реагирует на острую экологическую повестку. В этих условиях старые методы должны использоваться для строительства более жизнеспособного и честного будущего. Я думаю, секрет притягательности артизанальных вещей из новых коллекций — как и в случае с моим детским свитером — кроется в естественной для нас реакции на проявление чьей-то заботы. Сложное время расставляет все по местам — мы стали лучше понимать, что важно, а что нет. Теплота и след человеческих рук сегодня кажутся как никогда к месту. "Когда вы знаете историю вещей, значащих в вашей жизни то же, что они значили для ваших бабушек и дедушек, вы обретаете связь со своими корнями, — говорит Боде. — Людям нужно испытывать это чувство комфорта, нужен эмоциональный отклик. Что может быть лучше и естественнее этого?"

