Парни не плачут: что нужно знать о стиле томбой
Женщины, пропагандирующие свободу выбора одежды и страсть к мужским вещам, встречались всегда. Томбой, флэпперс, гарсон – разные слова, у которых одно и тоже значение. Они описывают уверенных, мятежных, смелых и сексуальных женщин, тех, кто делают – и носят – что они хотят.
Появившееся еще в конце XVI века, словом "томбой" обозначали девочек, которые проявляли характер, считающийся типичным для мальчиков, в это понятие в том числе и входило ношение мужской одежды. Значение слова в некоторой степени все еще актуально и в наше время, но сегодня оно приобрело новые оттенки и абсолютно новый характер.
Развитие и популяризация этого термина произошла в конце XIX и начале XX веков, значительным образом благодаря течению суфражисток, и феминисток первой волны. А в ревущие двадцатые стиль достиг пика развития, и стал периодом освобождения женщин во всех отношениях, включая и свободу внешнего вида. Ведь до 1920-х годов женское тело было буквально скованно одеждой. Платья были скроены так, чтобы подчеркнуть грудь и бедра – главные индикаторы принадлежности к женскому полу. Для девушек появиться на людях без корсета было немыслимо, а ношение мужской одежды и вовсе считалось нонсенсом.
В первой половине XX века феминистки начали вписывать в свой гардероб вещи с мужского плеча, внедряя в него брюки, подбирая к ним грубые ботинки и снабжая пиджаки подплечниками. Девушки не только носили мужские вещи – они носили и "мужские" стрижки. Особенно популярными были "гарсон" и "пикси". Но девушка-сорванец это не только про внешний вид: она могла позволить себе курить сигары и крепко выругаться.
Эпицентром развития стиля томбой был Париж. Во Франции девушек-бунтарок называли просто "мальчиками" – la garçonne. Первой попыткой популяризации стиля можно считать одноименный роман писателя Виктора Маргерита. В нем главная героиня ни в чем себе не отказывала: творила, что хотела, танцевала в клубах, ездила на автомобиле и ко всему прочему закрутила роман с женщиной. Конечно же, цензура признала работу аморальной.
Своей популярностью и признанием стиль "томбой" обязан никому другому, как Габриэль Шанель. Легендарный модельер подарила женщинам необходимую простоту и удобство в одежде. Благодаря Коко в женском гардеробе появились пиджаки, матросский костюм, вязаные свитера, льняные рубашки и всем известный классический твидовый пиджак, который родился в результате романа с герцогом Вестминстерским. Шанель перекраивала его сотни раз, чтобы достичь чувство абсолютного комфорта. Когда крой был доведен до идеала, Шанель добавила яркую полоску канта, чтобы сделать пиджак окончательно женской одеждой.
Этим решением Шанель удалось продемонстрировать суть стиля, которая заключается в том, что мужская одежда – это лишь инструмент, помогающий еще больше подчеркнуть женскую хрупкость и нежность. Мужское одеяние – это сексуальность, которая и привлекает контрастом мужского и женского.
В 1920-е новая модная волна распространилась по всему миру. В Америке, например, одной из самых ярых поклонниц томбой была Клара Боу, которая своим знаменитым высказыванием о том, что семья и дети – не единственное занятие для женщины, озвучила главную идею стиля.
Одной из самых ярких томбой-девушек по праву была Марлен Дитрих. Уже в 1930 году она позировала перед фотографом во фраке и цилиндре. Мужской костюм стал ее униформой и броней. Она любила появляться в нем на публике, словно бравируя своей женственностью в нем. В 1940-е преемницей наследия томбой стала актриса Кэтрин Хепбёрн, появившись в образе расслабленного джентльмена в твидовых брюках цвета хаки.
Во время Второй мировой войны стиль томбой пережил второе рождение. Девушкам пришлось осваивать мужские профессии (строителей, сварщиков, летчиков). Так в женский гардероб вошла униформа, которая отнюдь не добавляла женственности, но значительным образом повлияла на восприятие одежды.
В 1950-е годы в Британии появилось молодежное движение – тедди (Tedds). В Лондоне его члены в своей одежде вдохновлялись викторианской эпохой и стилем известных портных с Сэвил-роу, где располагались самые фешенебельные швейные мастерские. Это в основном были дети богатых родителей, выпускники престижных школ, первое послевоенное поколение. Молодые люди и девушки Tedds – бунтари ранней эпохи рок-н-ролла, которые нарушали неписаные законы общества, пили спиртное, курили и громко тусовались. Делали они это в том числе и с помощью своего стиля: тедди обоих полов носили костюмы с длинными пиджаками из дорогих и качественных материалов, сорочки, ботинки-оксфорды и криперсы – ботинки на толстой подошве. За женственную часть образа отвечали аксессуары: брошки, платки или шарфы.
1960-е годы стали новым витком революции в культуре tomboy. В то время Ив Сен-Лоран познакомился в одном из парижских гей-баров со своей будущей музой Бетти Катру. Эта встреча привела его к созданию истинно революционной вещи – женского смокинга. В последствии модельер создал целую коллекцию мужских костюмов для женщин.
В следующем десятилетии томбой-девушки уже не будоражили общество. Все стали носить брюки и джинсы. Когда казалось, что никого уже ничем не удивить, в 1977 году вышел фильм Вуди Аллена "Энни Холл", в котором героиня Дайан Китон вывела стиль абсолютно на новый уровень. Так, создавший для ленты костюмы Ральф Лорен представил всему миру: большой пиджак, подтяжки, шляпы. В то же время Джорджио Армани начал шить для женщин костюмы из мягких тканей, таких как лен или джерси, будучи убежденным, что "женщинам нужна была мода, которая делает их сильнее".