Как меняется мода в кризисное время
Пока мир переживает не лучшие времена, вспоминаем моду кризисных эпох и гадаем, какой будет мода после победы над COVID-19.
Официально ХХ век начался с опозданием почти на 20 лет. Прекрасная эпоха, которая подарила моде тюрнюры, украшения в стиле ар-нуво, образ "девушки Гибсона" –модницы с затянутой талией, но эмансипированными манерами – эта эпоха была финальной кодой ХІХ века. Кода затянулась до начала Первой мировой. Когда солдаты вернулись домой в 1918-м, они не сразу узнали своих женщин. Их встретили самостоятельные подруги жизни, закаленные в тылу, с короткими стрижками, мальчишечьими телами и новыми платьями – без корсетов, рюшей и прочих декоративных хитростей. Так, кажется, ХХ век наступил официально и бесповоротно.
Мода часто реагирует на кризисы по простой формуле. Чем сложнее времена – тем суровей дресс-код. Мода между двумя войнами отличалась крайней маскулинностью и стремлением заимствовать по максимуму из мужского военного костюма. Плечи, однотонная темная шерсть, подпоясанная талия. Этот строгий набор могли украсить драгоценностями или эксцентричными шляпами, лучший образец которой придумала Эльза Скиапарелли в содружестве с Сальвадором Дали. Шляпа-башмак – ищите в google или фильме Терри Гиллиама "Бразилия" – нет ничего более сюрреалистичного и правдоподобного, чтобы показать мир, который перевернулся с ног на голову в эпоху бесконечной войны.
При этом модные дизайнеры могли оказываться неожиданными спасителями соседних индустрий. Единственную ювелирную коллекцию Габриэль Шанель сделала по заказу De Beers, тогда монополиста на рынке бриллиантов, в 1932-м. Коллекция Bijoux de Diamants была грамотной пиар-акцией для промо бриллиантов в эпоху экономического кризиса, или Великой Депрессии. "Я выбрала бриллианты, потому что они воплощают в себе величайшую ценность в самом малом объеме", – историческая фраза Шанель подтверждает неизменную привычку человечества в случае кризиса инвестировать в караты и чистое золото.
Приличных модных журналистов давно тошнит от фразы, что юбки укорачиваются в зависимости от глубины финансового кризиса. Это, кажется, один из самых странных мифов в современной моде. Мини-юбка появилась в 1960-е, на волне экономического роста, во времена непуганных беби-бумеров, которым хотелось развлекаться (так появилась поп-культура) и не одеваться, как взрослые – в частности, в приличные широкие юбки ниже колена.
Падение фондового рынка в 1987-м отразилось на подиумах по привычному сценарию. Стоит посмотреть на первую коллекцию одежды Миучи Прада в 1988-м, чтобы убедиться в том, что суровые времена настали. Клиническая чистота образа, минимум цвета, прямой силуэт – труженицы модного фронта. Свою первую коллекцию осень-зима 1988 Хельмут Ланг показал онлайн. Татьяна Патиц, Дерил Ханна, Кристен Овен вышагивали по виртуальному подиуму, посмотреть на который пригласили 150 (в отличие от более привычного числа в 800) гостей. Парки, свитеры, джинсы, белый, серый, черный, бежевый.
Впрочем, моде известен альтернативный сценарий. Gucci времен Тома Форда – более порочный и гедонистический образ для проводов мира, несущегося в пропасть, трудно представить. Первая коллекция Джона Гальяно в 1994 – смесь голливудского гламура 1940 и ориентальных мотивов, вся выполнена в черном – прекрасный дресс-код для разыгрывания "Декамерона". Моду последних лет неизбежно тянет разодеться в пух и перья, будто в последний раз – как в совместной коллекции Дриса ван Нотена и Кристиана Лакруа. Поводов для представления "последнего раза" предостаточно: террористические акции, военные конфликты, революции, протесты, эпидемии.
Сегодня все сидят по домам на карантине, тщательно имитируя или игнорируя дресс-код обычных будней. Что будет после? Затянем пояса и почистим гардероб до минимума униформы? Побежим скупать платья в пайетку? Stay tuned.
Текст: Татьяна Соловей