Гостьи из будущего: футуризм в новых коллекциях
Фантазеры прошлого придумывали, как будут выглядеть люди будущего. В современных коллекциях цитаты культовых показов, фильмов или видео больше не работают
Текст: Татьяна Соловей
Коллаж: @SIDUATION
Синхронно с показами сезона осень-зима – 2017/2018 мир увлеченно обсуждал результаты пресс-конференции NASA, состоявшейся 22 февраля 2017 года. Ученые представили информацию о семи планетах, которые находятся за пределами Солнечной системы. Три из них потенциально пригодны для жизни. У них две луны на небосклоне, живописные закаты, а лететь к ним 39 лет со скоростью света.
За три недели до этого астронавт Базз Олдрин – второй человек, побывавший на Луне, закрыл показ мужской коллекции Ника Грэхэма "Жизнь на Марсе": дизайнер фантазировал, как в 2035 году будут выглядеть покорители планеты. Приглашенный гость – Билл Най, директор Планетарного общества, которое занимается исследованием космоса и популяризацией науки, – разъяснял, как с научной точки зрения могут происходить такие путешествия в ближайшем будущем. Через две недели после конференции показ новой коллекции Chanel прошел вокруг космической ракеты, спровоцировав появление термина rocket-a-porter.
Фантазии о расширении жизненного пространства перекликались с определениями трендов сезона. Среди главных тенденций – цитаты моды эпохи 60-х, помешанной на космосе.
В 1961-м (год полета Юрия Гагарина в космос) Андре Курреж после 10 лет работы в Доме Balenciaga основал собственную марку и начал делать одежду для работающих женщин, которых считал не только настоящим, но и будущим планеты. Благодаря своему огромному интересу к теме космоса Курреж даже был приглашен на военную базу США (мыс Канаверал, Флорида), откуда происходили запуски космических кораблей NASA. Он был первопроходцем моды, которую мы привыкли называть space-age или ретрофутуризмом. Это одежда из экспериментального пластика и винила, комбинезоны, похожие на скафандры, и белые ботинки, напоминающие изящную версию лунохода, мини и А-силуэты, металлические диски и фосфоресцирующие поверхности – словом, позитивно настроенный на будущее и базирующийся на эстетике модернистов 20-х космос, который всплывает в памяти вместе с именами Пако Рабана и Пьера Кардена, фильмами Кляйна "Кто вы, Полли Магу?" и Кубрика "Космическая одиссея – 2001" и съемками Ирвина Пенна для Vogue.
Нарратив подкрепляется фактами из научной фантастики. Станислав Лем говорил о напыляемой одежде, Джордж Мартин – о вещах-хамелеонах, Филип Дик – о камуфляжном костюме, постоянно меняющем внешность владельца, Джеймс Грэм Баллард – об одежде из биоткани, которая могла трансформироваться в зависимости от настроения человека.
Запала и восторга эпохи, нацелившейся на полеты в космос, хватает до сих пор. Межгалактический гламур и цитаты костюмов Джейн Фонды из "Барбареллы", созданных Пако Рабаном, были в сезонной коллекции Gucci, детали костюмов из области научной фантастики – у Proenza Schouler, блестящие стеганые материалы для скафандров – у Chanel, облегающие трико неоновых оттенков и винил – у Courrèges.
Кроме мира позитивных проекций 60-х, есть место и для цитат киберпанка 80-х – мрачных фантазий о будущем, которое наступит после техногенной катастрофы. Коллекция Канье Уэста Yeezy и то, как в модное рваное или прозрачное пластиковое выряжается все семейство Кардашян, – смесь "Безумного Макса" и "Пятого элемента". Суперженщины из мира комиксов материализуются в коллекциях Y/Project и Saint Laurent, героини японских манга – в круизной коллекции Louis Vuitton, показ которой прошел в музее Miho под Киото – идеальной декорации для саги в духе научной фантастики. Однако все это не тянет на прогноз одежды людей будущего – сезона максимум.
Наблюдать, как подиумная мода реагирует на очередные космические открытия и появление новых технологий, довольно комфортно – потому что это происходит в режиме future in the past. Все что-то напоминает и по этой причине не так пугает – в отличие от размышлений о том, как изменится значимость человека в эпоху гаджетов. Однако стоявший на первом плане вопрос "как выглядит?" плавно отходит на второй. тысяч литров воды и 8 тыс. л химикатов в среднем затрачивается на производство одежды из 1 кг хлопка (необходимых на пошив одной пары джинсов), при этом выделяется 23 кг парниковых газов. 25 % химикатов, производимых в мире, используется в текстильной индустрии (по данным репортажей агентства McKinsey). Окраска хлопка привела к экологической катастрофе в Индонезии: по сообщениям Гринписа, 68 % промышленных предприятий у реки Читарум производят текстиль. По статистике Международной организации труда, в индустрии пошива одежды во всем мире задействовано 246 миллионов детей в возрасте от 5 до 14 лет – в основном в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Африке. Модная индустрия – вторая в списке загрязняющих окружающую среду после нефтеперерабатывающей. На фоне этих фактов вопросы об одежде будущего плавно перемещаются в научные лаборатории.
В рамках программы Global Change Award шведский масс-маркет H&M выделил 2 млн евро на гранты компаниям, которые занимаются разработкой тканей из водорослей или пищевых отходов цитрусовой и винодельческой индустрии, разведением перерабатывающих полиэстер микробов, а также онлайн-платформам, которые оптимизируют рынок обмена остатков ткани. Сам масс-маркет-гигант к 2030 году планирует перейти на переработанные и экологически чистые материалы, а к 2040-му – заработать статус экоположительного бизнеса. Корпорация Kering к 2016 году снизила выброс парниковых газов на 50 %, а общее воздействие на окружающую среду – на 40. Внутри компании уже действует программа MyEP&L, которая позволяет дизайнерам увидеть потенциальное влияние на окружающую среду от любого гипотетического продукта на основе анализа цепочки от производителя сырья до ретейлера. Мирослава Дума, начинавшая карьеру в моде как звезда streetstyle, теперь – основательница компании Fashion Tech Lab, которая будет внедрять инновационные технологии в мир моды.
Как бы пафосно это ни звучало, но главный вопрос в мире моды очень прост: как нужно одеваться, чтобы сделать мир лучше?
Читайте также: