КУПИТИ КВИТКИ

Стоп-контроль: интервью с художницей Люсей Ивановой

Как освободить живопись от миссии и, не стремясь к успеху, добиться его – знает художница Люся Иванова.

Художница Люся Иванова

На Facebook-странице художницы Люси Ивановой есть любопытный этюд – незаконченный набросок "Кусама в позе "Банана" Маурицио Каттелана". Масло, холст, декабрь 2019. Кусама – это собака, которую Люся с мужем, художником Егором Анцыгиным, забрала из приюта пару лет назад, и частая героиня ее работ. Собаку Люся назвала в честь японской художницы Яёи Кусама. А сама картина — шуточный оммаж скандальной инсталляции Маурицио Каттелана "Банан", которую художник показал на Art Basel в Майами в декабре прошлого года. Самый обычный банан, купленный на рынке за 20 центов и приклеенный к стене серебристым скотчем, – остроумная шутка Каттелана на тему общества потребления. "Я задумала трудоемкую работу с лежащей собакой, — говорит Люся. — Начала писать, и в голову пришла смешная параллель с бананом Каттелана. Как раз интернет разрывался мемами, и меня посмешила идея "приобщения" живописи к тренду, еще и настолько саморефлексивному". В этом жесте так много Люси: она открытая, любопытная, неравнодушная, ей бесконечно интересно наблюдать за миром вокруг.

Реклама.

"Кто эта художница? Это новый виток украинской живописи!" Я помню ажиотаж вокруг персональной выставки Люси Ивановой в феврале 2019 года в модной киевской галерее Naked Room. Выставка "Вещь не в себе" стала всего лишь второй для этого арт-пространства — Naked Room открылась за месяц до события. "Мы знали: это живопись такого высокого качества, что можно не сомневаться в успехе… Но что будет такой ажиотаж, не ожидали", — вспоминает сокуратор галереи Лизавета Герман. "Выстрелили" одновременно и галерея, и художница — все полотна с выставки были распроданы. "Я видела, как на вернисаже случайные зрители находили в Люсиных полотнах "свои" — и влюблялись в них. Мне известны коллекционеры, которые именно с живописи Люси начали собирать свои коллекции", — рассказывает Лиза.

Кричащий слон посреди зоопарка; плывущий по доисторическому прошлому Централ -арка динозавр; купание орхидеи в ванной. Ее творчество – это часто фигуратив, узнаваемые сюжеты и предметы, помещенные художницей в круговерть сочного живописного мира. "Мне нравится брать неприемлемые для хорошего вкуса темы, которые обычно превращают живопись в китч, и выкручивать из них что-то свое, — рассказывает она. — Ну вот, например, я написала динозавра. Это несерьезно, скажет мне любой. Ну какой динозавр в живописи? Ты что, Люся, в детскую комнату картину пишешь?! Для меня же это вызов, через который каждый раз жутко интересно проходить". Люся смеется, рассказывая.

"Комната", 2018. Холст, масло, смешанная техника

Мы сидим в ее мастерской в Киевском институте автоматики на Лукьяновке. Это что-то вроде сквота, где живут и работают художники, периодически устраивая дни открытых дверей и тусовки для своих. В коридорах холодно, но в мастерской уютно: на диване, укутанная в плед, спит Кусама, рядом с диваном обогреватель, на подоконнике цветы. Художница заваривает чай и подает в собственноручно сделанной керамической вазе печенье.

Люсе 30 лет, она прошла классический путь художника-живописца. Училась в знаменитом Днепропетровском театрально-художественном училище, среди выпускников которого – Олег Голосий, одна из самых ярких фигур украинского искусства новой волны. В 2015 году окончила Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры. В ее портфолио – 30 выставок от Чернигова до Одессы, кураторство резиденции в днепровской галерее "Артсвіт", два персональных проекта. "Я долго пишу, и потом мне сложно расставаться с работами. Когда перед выставкой в Naked Room у меня из мастерской забрали все картины, чувство было двоякое: с одной стороны, это означало мою востребованность, с другой – появилась пустота. Я спешно начала писать, чтобы окружить себя "друзьями".

О творчестве Люся может говорить часами – словно влюбленный о своем предмете страсти, но к такой гармонии пришла не сразу. "Я никогда не отказывалась от живописи, но был период ощущения полной ее девальвации. Я училась на четвертом курсе, как раз начался Майдан. И я не видела смысла в том, что писала. Возникло чувство растерянности: вроде должна была сделать что-то полезное для общества, но как это передать через живопись, не ясно. Я не могла позволить себе писать что-то а-ля передвижники — изображать сюжет на злобу дня или, более того, заигрывать со зрителем, пытаясь передать страдания и боль, которые мы тогда переживали".

"Пейзаж с коворкингом и Сатурном", 2019. Холст, масло, смешанная техника

Нахождение в мастерской наедине с собой, ограждение себя от влияний, сессии у психотерапевта и анализ своего отношения к искусству помогли художнице понять, чего хочет именно она. "Я прошла через кризис, освободив живопись от миссии. Она перестала быть должной. Я поняла, что она сама по себе смысл, она сама себе жест". При этом искусство для Люси – не метафизика, а вид деятельности, тесно связанный с миром, в котором она существует. Она экоактивистка, сортирует мусор, а сейчас озабочена тем, "как избавляться от остатков акриловых красок, ведь это микропластик, который загрязняет окружающую среду".

Так же ответственно, как сортирует мусор и борется за права животных, Люся Иванова относится к проектам и коллаборациям со своим участием. В 2019 году в числе других художников она участвовала в совместном проекте ритейлера Intertop, Олимпийского Комитета и Национального художественного музея. Речь о коллекции футболок, посвященной Олимпиаде в Токио, — принты для нее разработали украинские художники. Люсе достался стрелковый спорт. "Я сломала себе голову, облекая этот сюжет в ту форму, которая бы меня удовлетворила. Но было интересно". В марте футболки можно будет купить в Intertop, а все средства пойдут на нужды украинского спорта.

Тем временем она готовит вторую большую выставку для дружественной галереи Naked room, которая так же откроется в марте. "Самая большая удача для меня как для живописца – когда ты долго пишешь, а потом, иногда через отчаяние, наступает волшебный момент – потеря контроля над холстом. И тогда все получается. Как это происходит – загадка, которая влечет меня к живописи. Я рациональный человек, но живопись – это то, над чем приятно потерять контроль", — признается художница.

Текст: Дарья Слободяник

Фото: Vasilina Vrublevskaya

Стиль: Sonya Soltes

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.