Что Кензо Такада сделал для мира моды
4 октября 2020 года умер дизайнер Кензо Такада в одной из французских больниц. По предварительным заявлениям, причина смерти – коронавирус. Vogue UA вспоминает все его заслуги перед индустрией.
"Мне однажды сказали, что для японца невозможно работать в индустрии моды в Париже, – как-то рассказал Кензо Такада. – Мужчин не пускали в школы дизайна. Творчество не было принято в японском обществе в 1950-х годах. И больше всего на свете мои родители выступали против идеи, чтобы я работал в моде". Сказать, что Такада бросил вызов всем этим предубеждениям и ожиданиям – значит бессовестно преуменьшить.
Кензо рос в 1950-х годах и смотрел фильмы, в которых Париж был центром моды. Такада очень хотел посетить "город огней", и закончив обучение в качестве одного из первых мужчин в бывшем женском колледже моды Bunka (позже там учились Йоджи Ямамото и Джунья Ватанабе) решил отправиться во французскую столицу, не зная языка и не имея денег. Поскольку у него были проблемы с финансами, Такада последовал совету учителя сесть на лайнер, а не на самолет, что в последствии оставило неизгладимый след на его творчестве. Буйство текстуры и цвета, благодаря которому Кензо стал известен, возникло именно из этого путешествия в Париж из Японии, когда ему было около 20 лет. Невероятно разнообразные ткани, культуры и стили, с которыми он столкнулся на остановках в Индии, Азии и Африке, произвели на юного японца огромное впечатление. "Сегодня Интернет приносит все на блюдечке", – сказал Такада. "Но декабрь 1964 года был гораздо менее глобализированным, и люди действительно одевались и выглядели очень по-разному".
Когда Такада прибыл в Париж в 1965 году, он был разочарован тем, что увидел. "В Париже было темно, холодно и совсем не так, как в журналах", – говорит он. В первые дни он продавал свои эскизы модным домам по 25 франков за штуку. В 1970 году будущий дизайнер открыл крошечный бутик и запустил свой бренд под именем Jungle Jap. "Я хотел смешать две вещи, которые я любил – джунгли и Японию. Когда я начинал, я думал о картине Анри Руссо 1910 года "Мечта", – вспоминает он о пышной цветочной эстетике бренда.
Смелые и необычные образцы были главным фактором раннего успеха Такады. "Цветочные узоры широко использовались в кимоно и текстиле, и в японском искусстве всегда было сильное присутствие природы", – говорит он. Использование хлопка также сыграло свою роль: ткань, редко используемая в то время в высокой моде, позволяла Такаде играть с большими пропорциями и силуэтами. Одежда – пышные рукава, плиссированные шаровары и плавные кимоно – была непринужденной, молодой и в дефиците.
1970-е стали временем революционной деятельности Такады. Бренд стал называться Kenzo после показа в Нью-Йорке в 1976 году, поскольку американский рынок посчитал название Jungle Jap слишком оскорбительным. В 1977 году он устроил шоу в Studio 54, где пела Грейс Джонс и дефилировала Джерри Холл. В 1978 и 1979 годах он проводит феерические показы в цирковом павильоне в Цюрихе, где в финале лично появляется верхом на слоне. Эпатаж, необычность, востребованность и невероятный успех привел к тому, что к концу 1970-х годов Kenzo считался брендом номер один по продажам в мире.
В последующие годы Такада снова показал, что у него есть то, что нужно, чтобы по-новому и свежо думать о чем-то большем. Он был одним из первых, кто внедрил производство прет-а-порте, стал пионером в области бизнес-модели "see now, buy now" и показывал весенние коллекции весной, потому что считал это "очень логичным". Также он выпустил аромат до того, как это стало нормой для модельеров. Такада со смехом вспоминает, что King Kong, первый аромат Кензо, который он придумал "просто для удовольствия", на самом деле не сработал. Но как только лейбл стал серьезно относиться к парфюмерии в 1980-х, Кензо выпустил несколько отличных хитов, в том числе Flower –бестселлер, который также был последним парфюмом Такада перед тем, как он покинул лейбл.
Хотя сотрудничество с The Limited продлилось всего три сезона, оно проложило путь уже устоявшимся на рынке коллаборциям модных Домов и масс-маркета, включая собственную дико популярную коллекцию H&M x Kenzo в 2016 году. И хотя Такада не участвовал в ее создании, он следит за брендом и высоко отзывается о нынешних креативных директорах Кэрол Лим и Умберто Леон.
В 1980-х траектория Kenzo продолжала стремительно расти: в 1983 году Такада представил коллекцию для мужчин, домашняя коллекция дебютировала в 1987 году, за которой последовали ароматы-хиты в 1988 году. Выкуп бренда компанией LVMH произошел в 1993 году. "Я решил продать компанию по разным причинам. Это все становилось более коммерческим. Мода менялась, менялся темп".
Такада оставался в доме до 1999 года. С тех пор как он вышел на пенсию прошло уже два десятилетия. После ухода из бренда он начал заниматься дизайном интерьеров и мебели, что получается у него не менее успешно. К примеру, в 2017 году Кензо сотрудничал с культовым парижским дизайнерским домом Roche Bobois, который также работал с такими дизайнерами, как Кристиан Лакруа, Соня Рикель и Жан-Поль Готье. Он все чаще появляется в первом ряду на шоу Кензо, возможно из-за учтивости к дружбе с Кэрол Лим и Умберто Леоном, а возможно из-за воспоминаний о своих достижениях в отрасли, которыми он гордится, и абсолютно оправдано.