До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

31, rue Cambon: что скрывалось за дверями апартаментов Мадемуазель Шанель

Апартаменты Габриэль Шанель на улице Камбон, 31, – сердце CHANEL. Французское Министерство культуры причисляет их к историческим памятникам страны, а сами апартаменты раскрывают личность выдающейся кутюрье с неожиданной стороны. По приглашению Дома в них побывала Алена Пономаренко.

Особняк на улице Камбон, 31 – сердце Дома CHANEL. Там находится кутюрное ателье; на "нулевом" этаже расположен огромный бутик. На этаже №3 (по французским меркам – это второй) находится квартира самой Мадемуазель, где она творила, мечтала, принимала гостей, обедала, ужинала и в целом жила, но никогда не оставалась на ночь: таковы были правила владения помещением. Спать Мадемуазель всегда отправлялась в отель Ritz на Вандомской площади, в трех минутах ходьбы.

Реклама

Здесь все еще чувствуется присутствие самой Габриэль. Во многом – благодаря подходу Дома к наследию. Так, здесь изучают архивные фото и охотятся на аукционах за мебелью, которая служила Мадемуазель. Так произошло, например, с креслом, которое встречает посетителей при входе в апартаменты: оно не было частью первоначального декора и появилось в Доме в 1988 году (по легенде, его разыскал и выкупил на аукционе сам Карл). Именно в этом кресле, обитом белым атласом, Мадемуазель позировала фотографу Хорсту П. Хорсту в 1937 году для знаменитой съемки в Vogue.

Первое, что поражает, едва распахивается дверь, – это пышный барочный декор. Здесь нет ни следа минимализма, которым так славилась сама Мадемуазель, и с помощью которого она совершила революцию в женской моде сто лет назад. Здесь царит роскошь, здесь множество деталей, символов, оберегов (Коко была очень суеверна). "Интерьер есть естественная проекция души", – писал Поль Моран в книге "Аллюр Коко Шанель". Судя по всему, в душе Мадемуазель царил праздник.

Еще одна вещь, которая помогает мгновенно перенестись в прошлое и ощутить живое присутствие хозяйки апартаментов, – аромат CHANEL No.5: им пропитаны воздух и текстиль. Но кроме этого, в воздухе явственно ощущается аромат живых цветов: огромные охапки белых роз расставлены в квартире. Аллюзия на любимый цветок Габриэль – белую камелию.

Бросается в глаза и обилие книг. Библиотека действительно роскошная, составленная со страстью и вкусом настоящего библиофила. Собрания сочинений, философские трактаты, тисненые кожаные переплеты: все эти книги Габриэль, не получившая образования, покупала сама. И читала запоем.

С присущей ей свободой и дерзостью Мадемуазель выбирала мебель и предметы, которые создавали необыкновенные коллизии между эпохами, стилями и цивилизациями: объекты из Древней Греции и Египта соседствуют с изделиями из Китая (где она, впрочем, никогда не бывала) и Венеции.

Китайские ширмы, которые в апартаментах повсюду, были большой любовью Мадемуазель. Их открыл своей возлюбленной Артур Бой Кейпел, и с тех пор Габриэль собирала их коллекцию, пока в той не собралось около 20 роскошных экземпляров. Их было легко складывать и перевозить, а, значит, она могла воссоздать дух своего дома и царившей в нем роскоши практически где угодно. Со свойственным ей бунтарским нравом она препарировала ширмы – и превращала в декоративные панно, ретушировала с помощью кистей и позолоты, а, когда ей того хотелось, – просто прикрепляла к ним рисунки своих друзей Жана Кокто и Кристиана Берара.

Мадемуазель по некой причине не любила двери: возможно, они казались ей слишком прозаичными и утилитарными. Она нашла свое решение: маскировала двери все теми же излюбленными ширмами, без малейшего пиетета перед лакированным деревом, инкрустациями и орнаментами. Она кроила их, как кроила ткани для костюмов и платьев.

Полы в апартаментах укрыты бежевыми коврами, в ворсе которых приятно утопают ступни. Бескомпромиссная роскошь, особенно для холодного времени года, когда в Париже дождь и слякоть. Портьеры усиливают впечатление: тяжелые, с ровными складками, они подчеркивают высоту потолков и выстраивают геометрию богатого деталями пространства. Их здесь часто задергивали, чтобы оставить суету городской жизни за окном, и создать иллюзию камерного пространства, сказочной кроличьей норы.

Гостиная – сердце квартиры, комната, в которой Габриэль Шанель провела много долгих часов. Здесь она могла читать, встречать друзей, позировать большим фотографам, от Сесила Битона и Луизы Даль Вулф, до Дугласа Киркланда. Здесь она велела подавать чай, здесь читала газеты. Любила, чтобы в вазах стояли свежие цветы. Сюда приходили ее друзья: Сальвадор Дали,
Пабло Пикассо, Стравинский и Дягилев, Колетт, а также ее клиентки и подруги: Марлен Дитрих, Анук Эме, Жанна
Моро, Роми Шнайдер и Элизабет Тейлор.


В гостиной сохранилось множество артефактов: ее талисманы, ширмы, хрустальные шары, люстры из горного хрусталя. На столе – безделушки, от пепельниц (их в доме – несчетное количество: Коко была заядлой курильщицей) до фигурок жаб, суливших богатство, и львов (символ силы и знака зодиака, под которым родилась Мадемуазель).

Символы – и в люстре. Среди подвесок, вырезанных из горного хрусталя, аметиста и дымчатого кварца, наблюдательный глаз заметит букву G (Габриэль), двойную C, B (в честь Boy Capel) и W (в честь Герцога Вестминстерского), цифру 5 (ее счастливое число), а также цветы камелии. Авторство люстры неизвестно, но можно не сомневаться: Габриэль Шанель приложила к нему руку.

Габриэль Шанель, родившаяся 19 августа, считала пшеницу одним из своих талисманов, этот мотив можно найти в ее модных творениях и в украшениях. Так или иначе колосья присутствуют по всей квартире: в ножках кованого столика, сделаного на заказ Робертом Гуссом, в букетах (в прихожей, на камине в гостиной) и так далее.

В апартаментах есть еще две комнаты: так называемая Study Room, и столовая, где за роскошным столом она собирала камерные компании друзей. Но не они впечатляют сильнее всего, а та самая легендарная лестница, устланная бежевыми коврами. Хитро сконструированные зеркала позволяли Мадемуазель во время показов сидеть наверху и, оставаясь незамеченной, контролировать каждую складку платьев, каждое выражение восторга публикой, каждый взмах пера критиков.

Если бы меня спросили, какой парк аттракционов в моей жизни оставил самое сильное впечатление, я бы не колеблясь ответила: апартаменты на улице Камбон, 31, где жила и творила выдающаяся женщина-кутюрье. Мадемуазель Шанель.

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.