Письма к Клэр: Веня Брыкалин – о кадровых изменениях в Доме Givenchy
10 апреля креативный директор Givenchy Клэр Уэйт Келлер объявила, что покидает компанию. Об этом говорили несколько месяцев, но со стороны симптомов возможного расставания видно не было.
Мартовский показ женской коллекции стал одним из лучших на Неделе моды в Париже. Дом снял искрометную рекламную кампанию, в которой Шарлотта Рэмплинг отвешивает Марку Джейкобсу звонкую оплеуху. У Givenchy замечательный визуальный контент и мастерские кастинги. Благодаря им Каролин Вольтер, Гидре Дукаускайте и Вероника Кунц стали неофициальными лицами новой волны зрелых моделей.
Критики сетовали, что в коллекциях Уэйт Келлер не было магистрального видения. Но сейчас понятно, что делала дизайнер: она не создавала моду на вещи, а конструировала образ. Благодаря ей сегодня героиня Givenchy — такой же внятный и отдельно стоящий модный архетип, как "женщина Saint Laurent" или "женщина #oldceline".
Эпические сюжеты не были сильным местом Уэйт Келлер. Кажется, они и не интересовали ее вовсе. Клэр не старалась делать заявления с подиума – ни о правах женщин, ни о политике тела, ни о состоянии мира, в котором мы живем. Но странным образом она умела передать ощущение современности в предельно понятных вещах: идеально сидящем брючном костюме по мотивам моды 1940-х, платье из плиссированного полиамида в дигитальный цветочный принт, мохнатой шубе из искусственного меха. Ее коллекции были и о женской власти, и о контроле. Они определили курс на рафинированную буржуазную моду прошлого и воплотили смутные настроения времени. Работая с архивами Дома, Клэр аккуратно создавала свою модель настоящего — используя перья, разноцветную бахрому и латекс.
На фоне блокбастеров предшественника Риккардо Тиши показы Уэйт Келлер проходили сдержанно, с заметно пониженной температурой. Обычно так действуют люди, которые точно знают, что делают. Ее женские коллекции стали эмблемой нового феминизма без упоминания феминизма. Показательный пример: после каждого шоу мои коллеги из Vogue, любительницы аскетичных коллекций Gabriela Hearst, The Row и творчества Мартина Марджелы в Hermès, вздыхали и сохраняли фото короткостриженых моделей из лукбуков Givenchy на телефоны — в качестве мудборда.
Мужские коллекции, которые в последнее время стилизовал Мел Оттенберг (это он одел Рианну в платье-"омлет" Guo Pei на Met Gala в 2015 году), были упражнением другого сорта: тонкие кутюрные техники Клэр замешивала на крепкой смеси из техно и панка. На камерных презентациях в салонах штаб-квартиры Дома на авеню Георга V точеные костюмы с вышивкой и в россыпях пайеток показывали журналистам на манекенах, расставленных среди островков живого мха.
Главным полигоном для творческих поисков Клэр Уэйт Келлер был кутюр — дизайнер создала одни из самых красивых нарядов для красных ковровых дорожек последних лет. Я вспоминаю Шарлиз Терон на лондонском пока фильма "Та еще парочка" с ее участием в прошлом году, Галь Гадот на оскаровской церемонии и Руни Мару на Венецианском кинофестивале – в этом. О главном платье десятилетия, свадебном наряде Меган Маркл, пожалуй, можно не говорить. На следующее утро после церемонии Уэйт Келлер проснулась рок-звездой. С тех пор о ней пишут не иначе как "тот самый дизайнер, который создал платье Маркл". Так, к счастью или нет, она вошла в модную историю — и останется там навсегда.
Уэйт Келлер сохраняет приватность — она сторонится камер и за время работы в Givenchy дала ровно столько интервью, сколько предписывают правила большого бизнеса. Наверное, более информативным и искренним был и есть ее личный "Инстаграм", в котором она до сих пор публикует снимки с бэкстейджа показов и отмечает на фото украинских моделей Марфу Монах и Юлю Еременко — любимиц ателье Givenchy, на которых шились почти все коллекции Уэйт Келлер. На этих снимках и видео можно рассмотреть процесс превращения рабочих туалей и шляпных макетов в живые вещи и произведения искусства. Они расскажут больше, чем любые интервью дизайнера.
В последней весенне-летней коллекции Givenchy Уэйт Келлер пыталась провести параллели между своими воспоминаниями о Нью-Йорке в период работы в студии Calvin Klein (начало 1990-х) и большим стилем вверенного ей Дома. Так рядом с живописными блузонами и кожаными платьями-жилетами на подиуме Givenchy появился потертый деним — немного неуклюжий, немного bad taste. У Клэр Уэйт Келлер есть любопытная способность и смелость браться за тривиальные вещи и превращать их в объекты повышенной чувственности и спорной, но все же красоты. Интересно, где и как как она проявит свои умения в будущем.