Хищницы на охоте: Татьяна Соловей о новой коллекции Panthère de Cartier
Новая коллекция Panthère de Cartier напоминает коктейль, приготовленный по удачному рецепту: в верных пропорциях присутствуют мода, стиль ар-деко и техническая виртуозность.
В честь запуска новой коллекции в Cartier вспоминают плеяду известных клиенток Дома. Они были весьма изобретательны. Герцогиня Виндзорская носила брошь в виде пантеры на поясе или по две – на лацканах рубашки. Барбара Хаттон своих тигров закрепляла на плечах, как эполеты. Актриса Жаклин Делюбак появилась в 1972 году на балу сюрреалистов с золотой ящерицей на шее, приспособив брошь на платье так, будто та держалась на коже. Мария Феликс носила массивное колье в виде двух крокодилов словно повседневную бижутерию. Эти воспоминания — стилистический гид по коллекции, с которой Cartier предлагает экспериментировать.
Новая Panthère de Cartier — кинетическая: в ней много подвижных деталей, которые дополняют подвески, серьги и кольца. Танцующие при движении гроздья собраны из металлических шариков, жемчужин, деталей с бриллиантовым паве. Некоторые из них увенчаны изумрудными или сапфировыми каплями-кабошонами. Застежка служит декором: механизм выполнен в виде головы пантеры, которая закусывает двойную цепь браслетов и колье. В коллекции впервые появились каффы: хищная кошка будто обнимает ухо, цепляясь хвостом за мочку.
Panthère de Cartier универсальна. В ней есть как доступные многим версии из белого, розового или желтого золота, так и предметы с бриллиантами и сапфирами; как небольшие сдержанные украшения, так и крупные выразительные вещи. Такие украшения дополнят повседневный образ и придутся кстати на торжественном событии. Некоторые кажутся идеальными драгоценностями, которые дарят по особому случаю. К примеру, кольцо, где сплелись две пантеры из белого золота и черного оникса, – чем не ювелирный эквивалент любовного признания?
Часть ассортимента предназначена для мужчин. Есть фибулы для лацканов, застежка которых изготовлена в виде головы пантеры. Достаточно брутально смотрятся крупные кольца-скелетоны. Носить такие захотят и девушки, а значит возможны парные выходы с идентичными ювелирными наборами.
Фигурки пантер разной степени свирепости, а также хищный окрас, выполненный эмалью по желтому золоту или в стиле исторического орнамента комбинацией белых бриллиантов и оникса, – это неизменные вводные, которые обеспечивают коллекции Panthère de Cartier абсолютную узнаваемость и преемственность.
Главный оммаж коллекции, несомненно, адресован Жанне Туссен, легендарному креативному директору Cartier. В парижском архиве с особенной радостью показывают эскизы авторства Жанны. Вот том, датированный 1933-м. В этот год ее только назначили креативным директором ювелирного направления — спустя девять лет после того, как она начала свою карьеру дизайнером аксессуаров в так называемом департаменте S (Silver). Внук основателя Луи Картье, который отвечал за парижский филиал Дома, в это время как раз женился на венгерской графине Жаклин Алмасси, поселился в Будапеште и поручил Жанне художественное руководство Cartier. Туссен проработала на посту директора более сорока лет, была не только первым не членом семьи, допущенным к управлению фирмой, но и первой женщиной-ювелиром в истории Cartier. "В Париже в 1930-х появилось выражение le gout Toussaint", — рассказывает работник архива, надевая белые перчатки (такими принято брать украшения). Прежде всего, вкус Туссен отражался в исключительных образцах ювелирных изделий в стиле ар-деко.
На раскрытом наугад развороте – аккуратные чертежи с описаниями аксессуаров для женщин и мужчин. Пудреница, зажигалка, блокнот, футляр для помады, фоторамка – справа. Слева – футляр для монет, брелок с надписью forget me not, запонки, портсигар. Четкость линий, геометрия, сдержанный декор — эти детали прекрасно иллюстрируют дух эстетики ар-деко в ее стремлении насытить быт безупречно сделанными вещами. Закуривает ли он сигарету или застегивает запонки, обводит ли она алым губы или черкает заметку – любому прозаичному действию можно придать характер эстетического жеста.
В полной мере талант Жанны Туссен проявился, когда она взялась за разработку ювелирных украшений. Среди ее творческих находок – культовая линейка украшений Cartier, посвященных пантере, тотемному животному Дома.
Жанна была вдохновлена идеей бестиария и символической силы пантеры. Не возражала, если ее саму называли пантерой. В ассортименте Cartier уже существовал одноименный орнамент: оникс и белые бриллианты на платине имитировали хищный окрас. Благодаря Жанне Туссен орнамент получил вторую жизнь. Ее собственная история с пантерами Cartier началась с личных сокровищ: в 1917 году в ее коллекции появился портсигар с абрисом пантеры, сложенным из платины, оникса и белых бриллиантов, в 1919-м – овальный минодьер из эмали и желтого золота, который украсила фигурка черно-белой пантеры.
Первый образец трехмерной пантеры появился благодаря индивидуальному заказу для герцогини Виндзорской в 1948 году, за который — по просьбе ее супруга — Жанна Туссен взялась лично. Она хорошо знала вкус своей подруги, которая была преданной клиенткой Дома. В подарок от герцога та получила роскошную брошь: на изумрудном кабошоне весом в 116,74 карат расположилась микроскульптура пантеры. Через год ее коллекцию брошей пополнила еще одна царственная хищница: в этот раз пантера оседлала сапфировый кабошон 152,35 карат. Животные выглядели очень реалистично. По заказу Cartier художник Питер Лемаршан зарисовывал кошачьих в зоопарке Венсенского леса, а после в мастерских под присмотром Туссен их воплощали в драгоценных материалах. Тогда, на волне моды, Cartier приняли немало заказов на украшения "как у графини", а сама коллекция стала постоянной в ассортименте Cartier. Число вариаций пантер растет с каждым годом, равно как и преданных поклонниц драгоценных кошек.
Текст: Татьяна Соловей